"Безопасный город" засыпает, просыпается Дебердеев
Ранее СМИ облетела информация о нарушениях, которые обнаружила прокуратура при проверке расходования средств на модернизацию аппаратно-программного комплекса "Безопасный город". Речь идет о первом этапе работ - научных исследованиях и опытных работах по стандартизации систем комплекса.
Похоже, ученые "Национального центра информатизации" деньги взяли, но за три года почти ничего не сделали. Мы выяснили, что к исчезновению средств на АПК "Безопасный город", и не только по этому контракту, могут быть причастны скандальные бизнесмены Рамис Дебердеев и Илья Трабер.
Внедрением и контролем АПК "Безопасный город" в регионах занимается МЧС. С 2007 года на эти работы ушло порядка 14 млрд рублей. Сейчас стоит вопрос модернизации АПК - приведение всех региональных систем к единому стандарту (названия, программы, протоколы работы и т.д.), и созданию федерального закона о работе системы.
Именно эти работы должен был выполнить АО "Национальный центр информатизации", которые через "Объединенную приборостроительную корпорацию" принадлежит "Ростеху". В 2020 году МЧС в качестве заказчика заключило с АО контракт на 670 млн рублей. Теперь прокуратура полагает, что 620 млн из них могли быть похищены мошенническим путем.
Новости по теме: Зачем Денису Мантурову склеп на 14 персон?
Ранее источник подробно рассказывал о подоплеке получения АО "НЦИ" этого контракта. На него претендовали совсем другие интересанты, включая людей и бизнес, которые могут быть близки к бывшему замглавы МЧС Александру Чуприяну (бал главным куратором внедрения АПК) и нынешним главой "Роскосмоса" Юрием Борисовым.
Однако, что произошло с теми 620 млн - непонятно. В чем суть возможных мошеннических действий, в прокуратуре не раскрыли. Сам контракт все еще находится на исполнении. Деньги на него выделялись в 3 этапа, примерно по 30% (210-230 млн рублей) каждый транш, и полностью были переведены только к концу 2022 года.
Интересна следующая деталь: в НЦИ с 2016 года наблюдается подозрительная "чехарда" с руководителем. На эту должность то приходит, то уходит Константин Солодухин.
Солодухин возглавлял НЦИ с января 2016 года. В марте 2022 года он перешел в "Объединенную приборостроительную корпорацию" на позицию заместителя генерального директора. В предыдущие годы он занимал руководящие посты в различных телеком-компаниях: был главой МТТ, гендиректором "Ростелекома", заместителем гендиректора "Мегафона", гендиректором "Синтерры".
Может быть, именно в этот период и могли "раствориться" более 600 млн? То, что Солодухин выходил на должность замгендиректора ОПК, говорит об одном - он пользуется доверием Сергея Чемезова. Он мог "временно" уйти с должности, чтобы его сменщик Алексей Агапов подписал нужные "опасные" для Солодухина документы.
На "лизинг" подайте 1,5 млрд
Контракт на модернизацию АПК "Безопасный город" предполагает, в основном, исследовательскую работу. Однако, НЦИ за последние несколько лет заключил несколько смежных контрактов, связанных с внедрением системы, на десятки млн рублей. Почти все - у единственного поставщика, который в открытых источниках не фигурирует. И многие – с грифом "срочная закупка".
Всего таких контрактов оказалось 24, из них свыше 11 заключено в 2020 и после этого года. Могли ли по ним проходить средства, выделенные на НИОКР? И почему поставщики скрываются?
Новости по теме: ВТБ отдал «Деметра-Холдинг» за бесценок?
Внимание привлекают несколько крупных контрактов. Первый - на поставку оборудования для реализации подсистемы ВМиВА в целях создания и внедрения аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" на территории пилотных муниципальных образований Мурманской области. Стоимость - 16 млн рублей.
Победитель не называется, однако в протоколе закупки присутствует название компании "А-Лизинг", которая занимается предоставлением оборудования (в сфере IT) в лизинг. Эта же фирма присутствует в протоколах на других связанных с АПК закупках. Например, на поставку оборудования на 68 млн рублей - и тоже в Мурманск.
"А-Лизинг" - структура из Санкт-Петербурга, которая принадлежит малоизвестному бизнесмену Владимиру Хаманову. Она имеет в уставном капитале 25 млн рублей. Ее выручка по итогам 2022 года - под 200 млн рублей, прибыль в 20 млн рублей. Несмотря на это, организация находится в процедуре банкротства, а сведения о ее юридическом адресе признаны недостоверными.
Во-первых, почему НЦИ работает именно с этой компанией? Других на рынке нет? А во-вторых, с чего бы структуре Хаманова резко "банкротиться", да еще как раз в период проверки расходования средств на модернизацию АПК "Безопасный город"?
Отметим, что вся его доля в 100% (25 млн) оказалась в залоге в скандальном банке "Пересвет". Банк рухнул в 2017 году, после чего был взят на санацию Всероссийским банком развития регионов. Причем до февраля 2017 года "Пересвет" принадлежал РПЦ. Но, как выяснили в итоге, реальными бенефициарами банка могли быть представители девелоперской группы NBM, чьи структуры были акционерами и заемщиками "Пересвета".
Речь о владельце группы Михаиле Бабеле, который в итоге был задержан по подозрению в хищениях, а также члене совета директоров, в прошлом вице-президенте NBM Дмитрии Коровицыне, который скрылся из страны. Кроме того, впоследствии по делу о выводе более 1 млрд рублей из банка был осужден гендиректор ГК "Пересвет-инвест" Олег Пронин.
"Явление" Дебердеева
Именно с такой проблемной структурой почему-то решил работать Владимир Хаманов. Кроме того, "А-Лизинг" выступает ответчиком по целой серии исков на несколько млрд рублей. Она же - ответчик по иску от самого НЦИ за ненадлежащее исполнение обязательств по подряду, суть которого не уточняется. Первое заседание по делу пройдет 5 декабря 2023 года.
Помимо этого, к компании претензии и у других госструктур. Например, с нее пытается получить деньги АО "Атомэнергосбыт" за неисполнение обязательств по договорам снабжения.
Все это крайне подозрительно. Похоже, что "А-Лизинг" могла контрактоваться вне официальных процедур. Но была закупка по 223-ФЗ - и как раз связанная с АПК "Безопасный город". И снова - с Мурманском.
Речь о контракте почти на 1,5 млрд рублей с пожарно-спасательной службой Мурманской области на поставку в лизинг оборудования для работы АПК. Все это курировалось непосредственно МЧС, где этим занимался ныне ушедший в отставку Александр Чуприян.
Этот контракт все еще на исполнении, а "А-Лизинг" с тех пор плотно сотрудничает с АО "НЦИ".
Помимо этой компании Хаманов выступал учредителем еще четырех юридических лиц, практически все уже ликвидированы и напоминают откровенные "пустышки". Однако, есть одна, которая привлекает особое внимание - это ООО "Синергия", совладельцем которой ранее выступал скандальнейший бизнесмен Рамис Дебердеев.
Последний - давний партнер и соратник "авторитетного" предпринимателя Ильи Трабера, в узких кругах более известного, как "Антиквар". Ранее ему пытались приписать связи с Тамбовской преступной группировкой. Трабер и Дебердеев - люди в Петербурге, да и во всей стране, известные. И не всегда с лучшей стороны. Это настоящие "акулы бизнеса": совладельцы ООО "Приморский УПК" - инвестора строительства портового комплекса в Выборгском районе Ленобласти стоимостью 170 млрд рублей.
В 2021 году партнеры приобрели 75% акций компании ЛОЭСК - второй после Ленэнерго в Петербурге и Ленобласти. Следующая сфера интересов - терминал в порту "Усть-Луга", который они купили в 2020 году.
Владимир Хаманов может быть "номиналом" Трабера и Дебердеева. Об обоих неоднократно писали СМИ, например, оба могли стать участниками корпоративного конфликта вокруг автомобильного ГК "Аксель" в Северной столице.
Эти граждане своего не упустят, а уж тем более, когда есть возможность "делать деньги из воздуха", чем, по сути, для некоторых является проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Кроме того, бизнес Хаманова, а конкретно "Синергия", оказался связан с ООО "Рапир", которое занимается деятельностью по обработке данных, предоставлением услуг по размещению информации. До 2020 года "Синергия" была в соучредителях "Рапира".
Очень похоже, что Рамис Дебердеев активно заходил на "поляну" освоения бюджетов на внедрение программных комплексов и IT-решений, а та же "Синергия" или Хаманов могли выступать лишь "прослойками" в многоуровневой деятельности. В этом случае не исключено, что Дебердеев и его партнер Илья Трабер могли "договориться" как с МЧС при Чуприяне, так и со структурами "Ростеха" Сергея Чемезова.
Ещё статьи по теме:
Распечатать