Опасные связи иркутского прокурора
Сам он уже девять месяцев скрывается за границей. Как стало известно «Совершенно Секретно», свидетелем по этому делу может стать областной прокурор Андрей Ханько, с которым связывают тёмные дела Копылова. Но и это ещё не всё! По нашей информации в регионе расследуется ряд дел в отношении сотрудников прокуратуры, и это может стать одним большим «делом иркутских прокуроров» со множеством эпизодов и персоналий.
ДЕЛО В МУТНОЙ ВОДЕ
13 ноября в Иркутск была откомандирована следственная группа Центрального аппарата Следкома России. Следователи работали в том числе с одним из предпринимателей Иркутской области по эпизоду передачи им взятки Александру Копылову. Кроме того, инспекторов интересовали контакты предпринимателя с окружением действующего прокурора Андрея Ханько.
Новости по теме: Зачем Денису Мантурову склеп на 14 персон?
Пока можно сделать вывод, что Копылову инкриминируют как минимум получение взятки от предпринимателя в размере 3 млн рублей за прекращения уголовного дела против последнего. Но это только видимая часть «дела Копылова и Ко». На самом деле, по информации источников, в нём уже сейчас 15 томов, из которых эпизоды, связанные с предпринимателем – всего треть, остальное – материалы о других противозаконных действиях Копылова и его «партнёров» из областной прокуратуры.
Связь Копылова и предпринимателя выявилась в рамках расследования ликвидации последствий наводнения в Иркутской области в 2019 году. Местные правоохранители (сначала МВД, потом СКР) раскрутили это дело в 2022-м. По данным наших источников, через фирму фигуранта было прокачано порядка 280 миллионов бюджетных рублей для восстановления и строительства соцобъектов в пострадавших районах, но работы не были выполнены в полном объёме, а деньги использовались нецелевым образом.
В первые же дни проведения проверки МВД в офисе фирмы к сотрудникам полиции приехали работники прокуратуры Иркутской области и потребовали материалы проверки. Всё это сопровождалось звонками руководства областной прокуратуры с требованием прекратить работу по этому делу. Беспокойство прокурорских стало понятным, когда в материалах дела предпринимателя появились свидетельства личного знакомства подозреваемого с Копыловым, а также консультации со стороны действующих сотрудников прокуратуры на предмет «как замять дело».Кроме того, по данным «Совершенно секретно», фигурант дела, оказавшись под следствием, и другие лица, установленные в ходе расследования, стали изобличать Копылова.
Фактом является то, что именно расследование дела предпринимателя поставило крест на карьере советника губернатора и теперь может негативно сказаться на дальнейшей судьбе прокурора области Андрея Ханько и его «команды». Что же связывает Копылова и Ханько?
ПРОКУРОРСКИЙ РЕШАЛА
Александр Копылов был назначен на должность советника губернатора Иркутской области 21 марта 2022 года и проработал на этом посту ровно год. Назначение этого деятеля на должность при главе региона в Иркутске связывают с прямым давлением на губернатора Игоря Кобзева со стороны прокуратуры – говорят, что Копылов был креатурой лично прокурора Ханько.
Об Александре Копылове в открытых источниках крайне мало информации. Удивительным образом из интернета удалены все его фото. Снимка нет даже в личном деле в Администрации области. Есть только размытая ч/б копия фото, каким-то чудом сохранившаяся у местных оперативников.
Новости по теме: ВТБ отдал «Деметра-Холдинг» за бесценок?
По словам лично знакомых с ним предпринимателей, Копылов позиционировал себя как «полковник ФСБ под прикрытием». Говорил, что поставлен решать вопросы экономической безопасности и курировать кадровые вопросы по назначению и снятию первых лиц региона (как он сам любил говорить, «прислан все зачистить»). В другом варианте Копылов назывался «спасителем» генерала Патрушева, которого он якобы в свое время вытащил из горящего вертолета, и теперь у него прямые связи в Совбезе РФ, под патронажем которого он и прислан «перетрясать» Иркутскую область.
Какую версию он выдавал в администрации области, нам неизвестно. Однако он и ранее дважды был советником/помощником у предшественников Игоря Кобзева. Предыдущий «заход» тоже закончился скандалом.
В 2015 году на международной выставке COIFAIR-2015 в КНР он от имени Правительства Иркутской области подписал документ о создании российско-китайской свободной экономической зоны. Но вскоре выяснилось, что незадолго до этого Копылов был уволен с поста помощника губернатора и полномочий для подписания соглашения не имел. Наши источники уверяют, что Копылов мог пойти на этот шаг из-за взятки от партнеров из лесной сферы. Об интересах китайцев к сибирскому лесу знают все. А об объемах контрабанды, которая вывозилась из Иркутской области, ходят легенды.
Так или иначе, но после разоблачения Копылов исчез из публичного пространства. Свежие новости о нём появились только после смены губернатора, к которому, как уверены многие в Иркутской области, его и пристроил областной прокурор Ханько советником. А по факту – «решалой».
КЛУБ «ИЗБРАННЫХ»
Как сообщают федеральные телеграм-каналы, в Иркутской области Копыловым был организован целый конвейер по «решению» вопросов через областную прокуратуру и «своих» силовиков. Для удобства им был создан неформальный «клуб». Входной билет в него стоил от 500 тысяч рублей. Членство в «клубе» давало возможность прямого обращения к советнику губернатора и его протекцию вплоть до встречи с областным прокурором, который крайне редко лично принимал заявителей. За отдельную дополнительную плату, естественно.
По другую сторону «клуба» у Копылова были хорошо отлаженные связи с отдельными представителями разных силовых ведомств региона, которые «активировались» при необходимости. И при необходимости же всячески защищались. Показательно в этом плане «дело Сергея Парфенова», экс-начальника отдела полиции №10 по Иркутскому району.
В 2021 году следователи СКР задержали Парфенова по подозрению в получении взятки. Тогда мало кто ещё предполагал, что начальник полиции Иркутского района окажется завсегдатаем «Клуба Копылова». В ходе расследования выяснились и другие подробности «трудовых будней» главного полицейского Иркутского района, которые заинтересовали уже местные СК и ФСБ. В итоге в отношении Парфенова возбудили ещё одно уголовное дело и отправили его в СИЗО. И тут в дело вмешался Копылов: Парфенову изменили меру пресечения на более мягкую, а прокуратура, которая настаивала на продлении срока содержания под стражей, резко поменяла свое мнение. Как правило, за такими «переобуваниями» стоят прямые распоряжения высшего прокурорского начальства. А с ним у Копылова, как сказано выше, весьма «продуктивные» отношения
Дело до суда не дошло до сих пор, хотя СК давно завершил расследование, но прокуратура с маниакальным постоянством отказывается утверждать обвинительное заключение.
Вопрос, что это – халатность или лояльность, остается открытым! Но факт в том, что сейчас начальником одного из управлений областной прокуратуры работает бывший прокурор Иркутского района Юлия Забродина, которая возглавляла районную прокуратуру в то же время, когда Парфенов был начальником полиции. И её же «следы» есть в деле предпринимателя, которое стало спусковым крючком «дела Копылова». Совпадение? Вопрос риторический.
ЧУЖИЕ ЗДЕСЬ НЕ ХОДЯТ
И тут мы подошли к кадровой политике прокурора Ханько, которая создала почву для громких скандалов. Прибыв на новое место службы в Иркутскую область, прокурор устроил тотальную кадровую чистку вверенного ему ведомства. Как отмечает заведующий кафедрой конституционного права и теории права Юридического института Иркутского ГосУниверситета Сергей Шишкин, своими действиями Ханько подорвал кадровый состав прокуратуры.
«Когда Юрий Чайка ушел с поста Генерального Прокурора России, произошла смена парадигмы власти. Пришёл новый прокурор Краснов. Это не могло не отразиться и на Иркутской области. При смене курса, если караван меняет вектор движения, то во главе стада становится хромой осёл. Я не о Краснове говорю, конечно. А о резкости парадигмы. Наверное, прокурору Ханько была сформулирована задача оптимизировать кадровый потенциал прокурорских органов Иркутской области», — подчеркнул профессор Сергей Шишкин.
Оптимизацию Ханько понял по-своему. В результате из прокуратуры ушли крепкие и профессиональные кадры, им на смену пришли другие, главным качеством которых стала лояльность к Ханько и готовность выполнять любые его указания, даже сомнительные с точки зрения закона и здравого смысла. (подробнее об этом в нашей статье «Сор из избы прокурора»)
Юлия Забродина, о которой мы упомянули выше, является начальником Управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе. С момента прихода Ханько арбитражи для Иркутской областной прокуратуры стали излюбленным «полем битвы» и местом сведения счетов с «неугодными». Правда, прокуратура зачастую дела проигрывает. Но это – тема для следующего расследования.
Забродина же так или иначе «всплывает» во многих делах, связанных с «клубом» прокурорского решалы Копылова. Причём карьерный взлет Юлии Борисовны произошёл после прихода Ханько, который, как говорят сотрудники Прокуратуры, лично подбирал новые кадры.
И это несмотря на то, что по прежнему месту работы в Иркутском районе к Забродиной было немало вопросов. Достаточно вспомнить «странную» историю с торговым центром «Новая Дача».
Этот торговый центр расположен на Байкальском тракте, на въезде в поселок Молодёжный под Иркутском. Если сравнивать с Москвой, то Байкальский тракт – это иркутское Рублёвское шоссе, а Молодежный – аналог Барвихи. Место знаковое для местных элит.
После трагедии в кемеровской «Зимней Вишне» в иркутской «Новой даче» прошла проверка готовности систем пожарной безопасности, которая выявила 42 нарушения. В здании не было систем пожаротушения, отсутствовали комплексы дымоудаления и так далее.
Прокурор Иркутского района (на тот момент Забродина) выходит в суд с иском о приостановлении работы ТЦ. Ответчиком выступают компании, владельцами которых являются члены семьи покойного ныне Дмитрия Матвеева. Сам Матвеев был известен как авторитетный предприниматель. Именно он стоял за владельцами ТЦ «Новая Дача». Торговый центр оперативно закрыли и предложили владельцам устранить недочёты.
Вроде все логично. Но далее логика рушится. Иск прокуратуры о закрытии ТЦ подается 17 апреля 2018 г., а спустя всего месяц с небольшим — 25 мая — прокурор Забродина в одно судебное заседание отказывается от исковых требований.
По данным наших источников, перед этим интересант общался с Забродиной о возможности как можно быстрее открыть ТЦ. И (вот совпадение!) его вдруг открывают. Прокуратура заявляет, что все недочеты устранены. Но как говорят в Иркутске, если в ТЦ сегодня зайдет пожарный, он найдет большинство из тех нарушений, что были и 5 лет назад.
На эти странные «совпадения» проливают свет материалы, добытые в ходе расследования другого дела, связанного с Матвеевым. В рамках следственных действий был изъят сотовый телефон фигуранта. При изучении телефона в контексте коррупционных связей оперативники находят блок, который касается Забродиной. Его данные (в частности, голосовые сообщения) позволяют предположить, что Забродина оказывала прямое покровительство Матвееву в ситуации с «Новой дачей», а также в войне за другой ТЦ — «Версаль» (записи есть в распоряжении редакции).
Содержимое телефона было тщательно изучено, но хода материалам не дали. «Представляете, было бы выяснено, что на территории Иркутской области 4-х этажное здание площадью несколько тысяч квадратных метров, с батутным парком на третьем этаже, где одновременно детей 200 отдыхает, оказывается, может вспыхнуть, и никто не выйдет оттуда, и это всё прикрывает прокурор района. Ничего, нормально, да», — отмечает адвокат Сергей Ваньков, который в числе прочих прилагал силы к преданию данной ситуации широкой огласке..
И Забродина – только один из членов команды, которую лично подобрал под себя прокурор Ханько и которая сегодня отмечена в серии коррупционных и внутриведомственных скандалов. Добавим сюда же сопровождающего дружную прокурорскую команду — решалу Копылова — и получим классическую картинку из лихих 90-х.
ПРОКУРОР ЗА ПОЛОЖЕНЦА В ОТВЕТЕ?
Связка Копылов – Ханько фигурирует во многих историях о коррупции в Иркутске. Появление этих фамилий в тех или иных скандалах, о которых нам рассказали в Иркутске в ходе командировки, уже не удивляло. Но следующая история всё-таки оказалась особенной.
С известным в определенных кругах, ранее трижды судимым Иваном Плетюх (Ваня Бетон) мы встретились в тихом, уютном иркутском ресторанчике. Он согласился на встречу, чтобы рассказать о том, что у него наболело. Бывает и такое. Каково же было наше удивление, когда вновь зазвучала фамилия Ханько.
Кратко суть истории. У Вани Бетона не сложились отношения с новым положенцем по Братску Алексеем Новиком. В один непрекрасный для Бетона день его похитили неизвестные, подъехавшие на двух машинах и в форме сотрудников полиции. Его заковали в наручники, отвезли на свалку и избили арматурой.
Как вспоминает сам пострадавший, с переломанной ногой он дошел до людей. Наручники от ударов деформировались, их спилили сотрудники МЧС уже в больнице.
А дальше было уголовное дело о похищении. Через некоторое время задержат всех участников похищения — восемь человек, которых за 3 млн рублей нанял Новик. Помог случай.
«У меня пацаны сидят на берегу пиво пьют, пересекаются с одним. Тот подвыпил и стал хвалиться, что одного блатного поджали, шлёпнули там Бетона. Ну, а это мои друзья, ну, они его прижали, на видео записали всё признание, тот все расклады дал…» - вспоминает Ваня Бетон.
Всех участников похищения Бетона задержали. Но… потом выпустили. Версия похитителей вызвала «удивительное» доверие в прокуратуре: задержанные заявили, что это был «просто розыгрыш». В итоге из них семеро стали свидетелями, и только один подозреваемым. А вот друзья Бетона, которые добыли признание одного из похитителей, «уехали» каждый на 9 лет в колонию за то, что изобличили участника в подготовке похищения.
«Сегодня вот сотрудники прокуратуры просят меня заявить на следствии, что я и единственного обвиняемого якобы узнал – это значит, что я признаю розыгрыш! — возмущается Бетон, — У меня следователь спрашивал, ты чего хочешь? А я говорю, что всё одинаково должны быть. И я прекрасно понимаю, что их крышуют прокуроры…»
Особняком в этой истории стоит дело положенца по Братску Новика, который избежал уголовной ответственности не только за организованное похищение человека, но и был «заботливо избавлен» от другой тяжелой статьи. В разгар расследования похищения Бетона на Новика возбудили уголовное дело по ст. 210.1 УК РФ (занятие высшего положения в преступной иерархии). Но неожиданно и это дело закрыли. Как говорят источники в правоохранительных органах, позвонил прокурор Ханько и потребовал отменить постановление о возбуждении, что и было сделано.
Это что получается, в Иркутской области прокурор «крышует» положенца? Очень странные расклады.
КУДА ЗАВЕДЁТ ДЕЛО ПРОКУРОРА?
Как будет развиваться «дело иркутских прокуроров», мы узнаем в самое ближайшее время. Экс-советник губернатора и «прокурорский решала» Копылов, который по некоторым данным сбежал от силовиков в Таиланд, может быть экстрадирован в Россию. По всем эпизодам с его участием у следствия явно будет масса вопросов к Администрации Иркутской области.
Со своей стороны издание «Совершенно секретно» обратилось к губернатору Игорю Кобзеву с просьбой прокомментировать, как вообще стало возможным назначение Копылова на столь высокий пост. Чем руководствовалась администрация и какие профессиональные качества Копылова учитывались, а также действительно ли к этому имеет отношение прокурор Ханько? Обещали ответить. Ждём. Опубликуем.
Что касается прокуратуры Иркутской области, то Андрею Ханько в «деле прокуроров» светит статус свидетеля (это пока). Особое внимание уделяется его подчинённым. Помимо упомянутой Забродиной, это первый зам прокурора области (приехавший вслед за Ханько из Иваново) Борздый, а также два «обычных» заместителя — Бабенко и Пирва. Все они подписывали, скажем так, неоднозначные документы, подробности о которых уже скоро.
Продолжение следует…