Шигео Катсу и его сомнительные схемы
Еще один иностранный делец, знатно нажившийся на бюджете страны. Год назад я рассказал, как в начале нулевых Всемирный Банк выделил 18 млн долларов на финансирование в Албании неопределенно сформулированного проекта «управление прибрежной зоной». Проект был призван очистить береговую линию района, «усилить управление» зоной, «увеличить культурные ресурсы» и «стимулировать общественную поддержку устойчивого развития управления прибрежной зоной».
Это помогло бы превратить часть побережья в деревушке Джале в частный туристический курорт. Заявлялось, что правительство Албании и ВБ достигли «соглашения» о том, что никакие строения не будут снесены до тех пор, пока не будут приняты «определенные процедуры и критерии» для оказания помощи пострадавшим гражданам. Но это утверждение было ложным. 3 апреля 2007 года жителей деревни уведомили, что их дома будут снесены. Им дали пять дней на подачу апелляции в местный суд, что они и сделали, но строительная полиция не стала дожидаться слушания. Она окружила деревню и в течение четырех дней уничтожила общину на фоне душераздирающих криков и сопротивления. Многим обездоленным сказали, что они должны быть счастливы, поскольку «Всемирный банк скоро предоставит им лучшие дома и образ жизни». ВБ провел собственное внутреннее расследование ситуации.
Помимо причин рукотворной гуманитарной катастрофы, в отчете звучали обвинения в коррупции и рассказы о попытках должностных лиц Всемирного банка скрыть данный факт. Жирная точка была поставлена заявлением президента Группы Всемирного банка Роберта Б. Зеллика на заседании Совета исполнительных директоров Банка: «Начиная с базового управления проектом и заканчивая взаимодействием с правлением и инспекционной комиссией, результаты Банка в этом проекте ужасающие». Вторая история касается кредита, когда-то взятого во Всемирном Банке «ОзенМунайГазом».
Он предназначался для развития месторождения. Но куда и на какие цели ушла сумма в 109 миллионов долларов, выделенных на проект, большой секрет. Как и то, каким образом «ОзенМунайГаз» отчитался о реализации проекта. Поговаривают, что бухгалтерия предприятия, одной из первых вспыхнувшая во время жанаозенских событий, загорелась не зря… Интересный факт: до своего назначения ректором Назарбаев Университета Шигео Катсу, начиная с 1979 года, работал во Всемирном Банке. В 1999 году занял пост операционного директора, а чуть позднее и вице-президента Банка по региону Европы и Центральной Азии.
На столь высокой должности он должен был способствовать оказанию помощи нуждающимся странам. Но, как отмечали некоторые журналисты-расследователи, вместо улучшения жизни местных сообществ, некоторые из них были разорены, некоторые подверглись деградации, а некоторые растлены коррупцией. В 2010 году Шигео Катсу с должностью во Всемирном банке распрощался. И бывший вице-премьер РК Ербол Орынбаев, убедив кого надо, привез Катсу в Казахстан и поспособствовал тому, чтобы тот получил здесь самое «хлебное место». Какое отношение имел японец к образованию непонятно, зато он очень хорошо понимал, как работает международная финансовая система.
И именно он считается экспертами автором практически всех схем, благодаря которым Назарбаев сохраняет свое многомиллиардное состояние и вряд ли с ним распрощается. Фонды, трасты, акции, что скрывает Катсу и почему его нельзя было отпускать с миром.... И вот в условиях Нового Казахстана Катсу вылетел со своих должностей, как пробка из шампанского. Но нашел в себе моральные силы дать интервью изданию IntelliNews. Бывший глава Назарбаев Университета считает, что из-за подковерной борьбы кругов Старого и Нового Казахстана НУ могут урезать финансирование и лишить его академической самостоятельности. По его мнению, все это может повлиять на репутацию и деятельность вуза, который считается одним из самых успешных на постсоветском пространстве.
Еще бы, с такими-то бюджетами. При этом вернуть нахапанное, в том числе и в НУ, сам Катсу почему-то не торопится.