Российская коррупция дошла до США: подчиненной Лебедева заинтересовалась американская Фемида
Причиной стали ее действия в пользу лиц, якобы незаконно захвативших доли в компании Power Crown. Судья должна дать объяснения, а в случае отказа может поиметь серьезные проблемы, и не только с выездом за рубеж — по американским законам ей грозит уголовное преследование.
Адвокат Евгений Рыжов, покинувший Россию в 2015 году после возбуждения уголовного дела о захвате особняка на Гоголевском бульваре в Москве, пытается вернуть через суд активы своей компании Power Crown, которые, по его словам, незаконно захватили нижегородские рейдеры. Правоохранители и региональный арбитраж встали на сторону захватчиков, что заставило бывшего фигуранта “лондонского списка” Бориса Титова обратиться к американскому правосудию. По его иску в Федеральный суд США инициировано дело против судьи арбитражного суда Нижегородской области Юлии Андрюхиной. Ее вызвали для дачи показаний. О подробностях истории захвата активов, реакции на происходящее правоохранительной и судебной системы, а также возможных последствиях американского дела для российской арбитражной судьи Евгений Рыжов рассказал в интервью ПАСМИ:
Решала против инвестиций
“Иск в Федеральный суд США американская компания заявила на основании Конвенции ООН против коррупции, Закона RICO (закон противодействия коррупции, подразумевающий в том числе и уголовное преследование) и Закона противодействия транснациональным преступным группировкам, утратив надежды надежды на «справедливое» российское правосудие.
Если рассказывать историю с самого начала, то в 2012 году компания Power Crown инвестировала порядка 1 млн долларов в активы на территории РФ, которые включали в себя ряд объектов недвижимого имущества и оборудования. Также компания вошла в ряд девелоперских проектов, что должно было как минимум десятикратно увеличить объем инвестиций и создать порядка 1 тыс. рабочих мест, что, в свою очередь, повлекло бы и налоговые, и социальные выгоды для России.
Одной из площадок была выбрана территория в районе санатория «Автомобилист» в Борском районе Нижегородской области. Несмотря на свою близость к Нижнему Новгороду, территория являлась депрессивной, с высоким уровнем безработицы и криминала, но инвестиции и адекватный современный менеджмент могли бы кардинально изменить ситуацию.
Однако пришлось столкнуться с противостоянием директора санатория Валерия Дурандина, у которого была репутация местного решалы. Всем было известно, что санаторий “Автомобилист” при Дурандине превратился в злачное место отдыха для областных силовиков средней руки со всеми сопутствующими программами – девочки, алкоголь, сауна. Не исключено, что эти «служители закона” в 2007–2009 годах могли помочь Дурандину уйти от ответственности за похищение ключевого пакета акций санатория у прежнего собственника – “красного директора” Леонида Соколова и захватить власть.
Видя для себя угрозу в развитии этого медвежьего угла, Дурандин начал бороться с инвесторами – от нас, например, он требовал отдать ему наши объекты недвижимости за символическую плату под угрозой возбуждения уголовных дел, на других инвесторов, которые уже начали развивать территорию, он подавал в суды, писал многочисленные доносы в правоохранительные органы, создавая им проблемы.
Фальшивые доверенности
До середины 2015 года нам удавалось отбиваться от его нападок, но затем генерал Александр Дрыманов, ныне уже приговоренный к 12 годам за взятки, инициировал мое преследование за адвокатскую деятельность, и мне пришлось переехать в США. Посредники от генерала позже пытались «продать» мне тему Дурандина, вымогая 3 млн долларов, но были задержаны с поличным после нашего заявления в ФСБ. К сожалению, далеко не всех удалось сотрудников СК замешанных в вымогательствах удалось привлечь к ответственности, и многие из них ещё продолжают службу.
Дурандин же для себя решил, что наступил его звездный час. Судя по всему, он подкупил нескольких наших сотрудников, и они стали действовать в сговоре, а именно, изготовили в Панаме фиктивную доверенность на свое имя, подделав подписи за директора Power Crown, панамского нотариуса и представителя министерства юстиции. Потом используя эту документ, они перевыпустили на себя другую доверенность у российского нотариуса, тем самым сделав невозможным проведение экспертизы и установление подделки. С этой суррогатной доверенностью они стали захватывать активы Power Crown.
Так, например, Константин Тимонин, один из бывших наших сотрудников, которого мы ещё весной 2015 уволили за некомпетентность, переоформил на себя 80% доли ООО Компания «Сирин» за 44 тыс. рублей, хотя, напомню, Power Crown купила эту долю почти за 1 млн долларов. По похожему сценарию он же увёл другую нашу компанию — “Генерация”, которая являлась поставщиком тепловых ресурсов для санатория “Автомобилист”. После захвата компаний Тимонин простил все накопившиеся долги санаторию, а в дальнейшем подарил эти компании либо Дурандину лично, либо его подельникам.
Свои судьи
Мы, конечно, обращались в правоохранительные органы, но Дурандин, похоже, пустил в ход свои “банные” связи: правоохранители либо не видели уголовных составов, либо просто не отвечали на заявления. Одновременно Power Crown обратилась с исками в Арбитражный суд Нижегородской области с требованиями о восстановлении корпоративного контроля, но Дурандин и там имел связи — его дочь Елизавета Закерова тогда работала помощником судьи. Нельзя также исключать, что свою лепту внесли сотрудники регионального СК РФ. В итоги судьи ушли от принципов независимого правосудия, и начали выносить решения в пользу группы Дурандина, легализуя захват Power Crown.
В ноябре 2021 мы обратились в суд США с требованием о признании поддельных доверенностей ничтожными, а параллельно было инициировано разбирательство в АС Нижегородской области, направленное на признание недействительными сделок с долями украденных у нас компаний. Дело было передано на рассмотрение судьи Юлии Андрюхиной, которую мы уведомили о процессе в США и просили приостановить рассмотрение дела, иначе решение будет несправедливым. Но она, вместо того, чтобы дождаться решения американского суда, стала бегом-бегом рассматривать дело, чтобы своим судебным решением закрепить и легализовать хищение имущества Power Crown.
Другое правосудие
При этом она проявила полное неуважение к американским коллегам, сообщив что суд в США для неё не авторитет. Андрюхина проигнорировала наши ходатайства об участии деле путём видеоконференцсвязи, что постоянно рекомендует ВС РФ, а также совершила и другие действия, про которые нам уже известно, но раскрыть мы их пока не можем из-за разбирательства в США.
Ее действия стали причиной нашего обращения в американский суд, и после этого она как ответчик по иску одной из сторон процесса не могла рассматривать это дело ввиду конфликта интересов. Тем не менее, 23 декабря Андрюхина отклонила наш иск к ООО Компания «Сирин», Константину Тимонину и Валерию Дурандину об оспаривании договора дарения доли в уставном капитале компании.
Таким образом, зная, что находящийся у нее на рассмотрении спор осложнен иностранным элементом, судья Андрюхина проигнорировала и международное, и национальное законодательство, в частности, постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.06. 2017 N 23 «О рассмотрении арбитражными судами дел по экономическим спорам, возникающим из отношений, осложненных иностранным элементом». Оказав содействие в сокрытии похищенного имущества у иностранной компании, тем самым сама себя отдала в руки американского правосудия, и теперь ей, а возможно и ряду её коллег, придётся нести ответственность на международном уровне.
И судейская неприкосновенность Андрюхину не спасет: в рамках американского правопорядка, она является обычным иностранным гражданином, действия которой были направлены на причинение вреда американской компании. Таким образом она теперь субъект американского правосудия и вызвана повесткой для дачи показаний. Причём стоит отметить, что ей даже не нужно физически присутствовать в США, чтобы участвовать в судебном разбирательстве, она может делать это по Zoom или письменно, что обеспечивает справедливость судебного разбирательства в США, в отличие от поведения судьи в РФ.
Проблемы и проверки
Если же если Андрюхина проигнорирует вызов в суд, то решение будет автоматически вынесено не в ее пользу. Кроме того, может быть наложен арест на имущество судьи, и ей нельзя будет выехать за пределы России. Не исключены и проблемы с банковскими счетами, если она пользуется американскими платежными системами Visa и Master.
В случае признания Андрюхиной судом в США лицом, вовлеченным в коррупционную деятельность, по моему мнению, должны отреагировать российские власти, ведь Российская Федерация является стороной Конвенции ООН по борьбе против коррупции и, соответственно, взяла на себя обязательства бороться с этим злом. Причем в данном то случае речь идёт о проявлении коррупции в частном деле, где нет никакого государственного интереса. Поэтому я считаю, что должны последовать внутренние служебные проверки и расследования. А в случае подтверждения фактов виновные должны быть наказаны и об этом должно быть сказано публично. Иначе как привлекать в страну иностранные инвестиции или приводить в исполнение решения российских судов за рубежом?
Также США достаточно давно применяют механизмы преследования иностранных лиц, которые причиняют убытки американским компаниям даже за границей. Одним из таких законов является закон RICO (Федеральный закон США о противодействии рэкету и коррупции), который предусматривает не только гражданскую ответственность, но и до 30 лет лишения свободы.
Но мы, конечно, ещё сохраняем надежду на то,, что российские власти сами накажут вовлеченных в разграбление Power Crown, а также тех официальных лиц, которые оказывали им содействие. Но пока будем использовать доступные нам правовые международные инструменты, и, по имеющейся у нас информации, дело судьей Андрюхиной не ограничится”.
От редакции остается добавить, что в СМИ высказывались и другие версии ситуации вокруг санатория “Автомобилист”: в частности, Валерий Дурандин заявлял, что не он захватил компанию у Евгения Рыжова, а наоборот — Рыжов у него. Что же касается законности решения судьи Юлии Андрюхиной, то ПАСМИ направит соответствующий запрос в арбитражный суд Нижегородской области.