Загадочная аренда: Как «Росморпорт» маневрирует вокруг Сочинского морского порта
Однако ситуация выглядит так, словно руководство «Росморпорта» начинает сложную многоходовку, чтобы с выгодой для себя обойти законодательство о госзакупках.
Внимание прессы привлекло размещённое на платформе «ГИС Торги» объявление о сдаче в аренду объектов «Росморпорта». В нём упоминается Международный центр пассажирских и круизных перевозок в Сочинском морском порту. Стоимость аренды должна составить 26,7 млн рублей в год.
Ложный след
Круизный терминал в Сочинском порту был реконструирован к Олимпиаде 2014 года. Строение с остеклёнными фасадами в современном стиле расположено на моле, который образует гавань порта, – его не нужно путать с историческим зданием морского вокзала. С момента создания причала для глубоководных лайнеров прошло уже более 10 лет, но за это время круизная индустрия развития так и не получила. А скорее даже наоборот. Для сравнения: если в 2011 году Сочи посетили 29 иностранных круизных лайнеров (их принимали на рейде за неимением причала), то в 2022-м пресса радовалась по случаю первого за последние четыре года захода в порт круизного судна. Речь шла об Astoria Grande, который сейчас бывает в Сочи примерно раз в неделю. Других лайнеров в последнее время не замечено, так что большую часть времени терминал пустует. Потому новость о том, что зданию ищут нового хозяина, который придумал бы способ его коммерческого использования, никого бы не удивила. По крайней мере именно в этом смысле многие поняли объявление, размещённое «Росморпортом». Выставляемый на торги объект в нём обозначен так: «Гавань для больших круизных судов. Оградительные сооружения. Международный центр пассажирских и круизных перевозок (оградительный мол гавани больших круизных судов протяжённостью 1000 метров; берегоукрепление откосного типа протяжённостью 460 метров» (орфография и пунктуация полностью сохранены). То есть вполне можно предположить, что международный терминал вместе с гаванью сдаётся всего за 26,7 млн в год. Однако после детального изучения всех документов, касающихся данного лота, становится понятно, что это не так.
Международный терминал входит в имущество АО «Сочинский морской торговый порт». Порт, в свою очередь, принадлежит структурам «Совкомфлота» – крупнейшей в России судоходной компании (в ней есть доля государства и частных инвесторов). А вот ФГУП «Росморпорт» владеет гидротехническими сооружениями, то есть дамбами и молами, которые образуют глубоководную гавань, построенную ради приёма гостей Олимпиады. Первая очередь гидротехнических сооружений была построена в период с 2010 по 2012 год. В 2012-м «Корпорация Инжтрансстрой» выиграла конкурс ФГУП «Росморпорт» по второй очереди проекта стоимостью 7,1 млрд рублей. И вот теперь «Росморпорт» сдаёт в аренду часть построенной тогда инфраструктуры: два гидротехнических сооружения длиной 1 километр и 460 метров.
Миллиарды насыпью
По сути, эти сооружения представляют собой насыпь из бетонных тетраподов шириной от 4 до 11 метров, по которой даже просто передвигаться весьма проблематично. И этот факт в сочетании с ценой аренды вызывает много вопросов к организаторам аукциона, то есть «Росморпорту». Извлечь из эксплуатации этих сооружений хоть какую-то прибыль не представляется возможным. У арендатора не получится даже заработать на размещении там рекламных конструкций, это оговорено договором аренды. Казалось бы, никто в здравом уме и ломаного гроша не даст за аренду этих насыпей. Тем более что договор предусматривает ещё и обязательное их страхование, а также поддержание надлежащего технического состояния. Но похоже, что именно в вопросах ремонта и спрятана интрига этой истории.
Можно предположить, что за 10 лет штормы изрядно потрепали объект и теперь настало время приводить его в порядок. Для этого пришлось бы объявлять тендер в поисках подрядчика, который предложит меньшую цену. Вместо этого «Росморпорт» решил сдать объект в аренду, но на таких условиях, которые явно отпугнут любого предпринимателя. А дальше можно провернуть фокус, механизм которого уже заложен в договоре аренды, опубликованном на платформе «ГИС Торги». «Арендодатель обязуется при согласовании Арендатору производства неотделимых улучшений заключить с Арендатором дополнительное соглашение, в котором устанавливаются порядок и сроки производства таких улучшений», – сказано в документе. То есть «Роскомпорт» заранее оговаривает возможность провести ремонт вне конкурса. А суммы там могут быть миллиардные, даже если исходить из цен 2010–2012 годов. Подписав такой договор с «правильной» фирмой, глава «Росморпорта» Сергей Пылин может смело уходить в отставку – солидная прибавка к пенсии вполне может быть обеспечена.
А о пенсии глава ФГУПа уже наверняка думает. Сергей Пылин родился в 1963 году в Ленинграде. В 1985 году окончил Высшее военно-морское училище им. М.В. Фрунзе. В 2002 году – Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права. Какое-то время работал в коммерческих структурах, с 2005-го преподавал на юрфаке Санкт-Петербургского политеха, в то же время засветился в руководстве «Макдоналдса», а с 2010 года работал в системе «Росморпорта». Возглавил ФГУП Сергей Пылин в феврале 2022 года. До выхода на заслуженный отдых ему нужно доработать всего пару лет. Остаётся вопрос: знает ли глава «Росморпорта» о вышеописанной схеме или шефа подставляют подчинённые?
В связи с этой историей есть ещё один вопрос. Построенной за бюджетные деньги гаванью пользуется коммерческая структура – Сочинский морской порт. Она зарабатывает для своих собственников хорошие деньги. В прошлом году чистая прибыль составила 231 млн рублей. А вот берегозащитные сооружения почему-то являются заботой государственного «Росморпорта». Не правильнее ли будет возложить расходы на тех, кто зарабатывает на этой инфраструктуре?
Кого кормят российские порты?
Грузооборот морских портов России в прошлом году вырос в среднем на 5%. Лидируют по росту (+29,7%) каспийские порты – Астрахань, Махачкала, Оля. Сейчас собственники Астраханского порта засекречены, но, по последним данным, 53,1% числилось за иранской компанией «Насим Бахр Киш». Власти Дагестана сейчас занимаются приватизацией порта Махачкалы, назван срок – 2024–2026 год. Владельцы порта Оля засекречены.
На втором месте по темпам роста (+10,4%) Азово-Черноморский бассейн. Новороссийский морской торговый порт здесь самый крупный. Его основной акционер – контролируемая государством «Транснефть». Ещё один ключевой порт черноморского побережья, Туапсинский, входит в структуру холдинга UCL со штаб-квартирой в Нидерландах. UCL также контролирует порты Таганрога и Санкт-Петербурга. Ключевым бенефициаром UCL считается российский миллиардер Владимир Лисин.
Ещё статьи по теме:
Распечатать