В Великобритании призывают ужесточить законы о финансировании политических партий
Сейчас консерваторы, которых обвиняют в том, что они не смогли пресечь попадание иностранных средств в национальную политику, готовятся к назначенным на 4 июля всеобщим выборам.
«Независимые ведомства и эксперты по безопасности согласны с тем, что британское избирательное законодательство имеет серьезные пробелы, которые подвергают нашу демократию стороннему влиянию», — говорит Джордж Хэвенхенд, старший юридический эксперт правозащитной группы Spotlight on Corruption.
«Партии как минимум необходимо обязать проверять источник получаемых средств», — сказал он OCCRP.
Наше расследование связало пожертвование на сумму 50 тысяч фунтов стерлингов (порядка 64,5 тысячи долларов), которое Консервативная партия получила в октябре 2020 года, со скандально известным бизнесменом Дагом Барроуменом с Острова Мэн.
Средства провели через небольшую бухгалтерскую фирму, которая на тот момент принадлежала деловому партнеру Барроумена, а ранее — офшорному трасту, которым руководили два сотрудника бизнесмена.
Журналисты заподозрили, что Барроумен использовал фирму, чтобы перевести деньги правящим консерваторам. Бизнесмен не ответил на наши вопросы, а в Консервативной партии отказались комментировать это пожертвование.
Партия получила деньги через несколько месяцев после того, как во время пандемии COVID-19 отдала контракт на поставку средств индивидуальной защиты на сумму 203 миллиона фунтов стерлингов (свыше 250 миллионов долларов) компании, которой тайно владел Барроумен. Его супруга Мишель Моне — член палаты лордов от Консервативной партии.
Британское Национальное агентство по борьбе с преступностью (NCA) проводит расследование в связи с этим контрактом. Моне и Барроумен, активы которых на время разбирательства заморозили, отвергают обвинения.
Поскольку фирма, от которой поступило пожертвование (Pulse Accounting Ltd.), совсем маленькая, она не обязана подавать властям подробные финансовые отчеты. Из-за этого сложно установить, были ли средства заработаны в Великобритании, как того требует закон.
По словам Дэвида Ховарта, в прошлом члена парламента от либерал-демократов, который с 2010 по 2018 год состоял в Избирательной комиссии, это главный законодательный пробел, касающийся пожертвований от небольших фирм.
«По закону компания должна вести бизнес в Великобритании, но подтвердить это может быть очень трудно, — объяснил он OCCRP. — Избирательное законодательство разрабатывали под большие предприятия, которые раньше активно переводили средства, но практически перестали это делать. Сейчас много пожертвований поступает от очень маленьких компаний, деятельность которых невозможно проверить».
Хэвенхенд из Spotlight on Corruption призывает запретить пожертвования, которые превышают заработок предприятий в Великобритании за предыдущие два года.
«Тот факт, что компании с регистрацией в Великобритании могут делать пожертвования, даже если не ведут бизнес в стране, — огромный пробел в законодательстве, который открывает двери в нашу политику для иностранных средств и доходов от преступлений», — пояснил он.
Консерваторов также обвиняют в ослаблении Избирательной комиссии — независимого ведомства, ответственного за проверку пожертвований и контроль за выборами.
Принятый в 2022 году Закон о выборах, который обязывает Избирательную комиссию следовать стратегии, утвержденной текущим правительством, многие считают ударом по независимости ведомства. В самой комиссии говорят, что это требование идет вразрез с ролью, которую независимый регулятор играет в здоровой демократии.
Ветеран Лейбористской партии и давний борец с коррупцией Маргарет Ходж призвала Избирательную комиссию «немедленно» проверить пожертвование Pulse Accounting: «Необходимо усовершенствовать законодательство и расширить полномочия Избирательной комиссии, чтобы она могла проводить расследования и привлекать к ответственности нарушителей».