Как арест Александра Самбурского скажется на губернаторе Оренбуржья Денисе Паслере
Экс-министру грозит от восьми до пятнадцати лет лишения свободы, однако возможно и наказание в виде штрафа.
Потеря доверия
Александр Самбурский считался одновременно человеком губернатора Сведловской области Евгения Куйвашева и главы Оренбургской области Дениса Паслера, который ранее возглавлял правительство той же Свердловской области. Член губернаторских команд человек, конечно, незаурядный. Самбурский родился в Екатеринбурге, в 1998 году с золотой медалью окончил школу. Потом Уральский государственный технический университет — УПИ (ныне Уральский федеральный университет им. первого президента России Б.Н. Ельцина) по специальности «Финансы и кредит» на кафедре «Банковское дело». Кандидат экономических наук. С 2001 по 2010 годы работал специалистом, а позже ведущим экономистом управления надзора и развития банковской деятельности ГУ Банка России по Свердловской области. Два года служил в департаменте специальных программ ОАО «Корпорация Урал промышленный — Урал Полярный», а потом окончательно перешел в чиновничьи структуры.
До 2017 года Александр Самбурский трудился в правительстве Свердловской области, где в итоге стал первым заместителем министра по управлению государственным имуществом. В Оренбург он прибыл вслед за губернатором Денисом Паслером из Свердловской области, причем, как сообщают региональные СМИ, считался ближайшим соратником главы региона.
В декабре 2019 года был назначен министром природных ресурсов Оренбургской области.
Однако месяц назад Самбурский именно по инициативе губернатора Дениса Паслера был лишен министерского поста «в связи с низким темпом решения задач, поставленных перед министерством». По мнению представителя Агентства политических и экономических коммуникаций в Оренбургской области Галины Шешуковой, Паслер мог быть в курсе предстоящего уголовного дела Самбурского, поэтому и уволил его с не очень внятной формулировкой. Скорее всего понимал, что над ним сгущаются тучи, и сам Александр Самбурский. Хотя опыт выходить из весьма неприятных ситуаций у него немалый.
Истечение срока контракта
Местные СМИ вспоминают о скандале, в котором пусть косвенно, но оказался замешан теперь уже бывший чиновник. Так, в 2016 году, когда он работал первым заместителем министра по управлению государственным имуществом в правительстве Свердловской области, в отношении на тот момент главы свердловского Мингосимущества Алексея Пьянкова и его сотрудников было возбуждено уголовное дело о растрате, взяточничестве и причинение вреда объекту культурного наследия памятника архитектуры второй половины XIX века «Дом Крылова». Выяснилось, что эти работы проводила компания, тесно связанная с Алексеем Пьянковым — ООО «Белый лотос». Ее учредителями была сначала мать министра, а позже его друзья.
Это позволило существенно сэкономить на работах и провести их без государственного и научного надзора. В конечном итоге отсутствие надзора позволило группе обвиняемых на месте двухэтажного старинного особняка возвести 10-этажный бизнес-центр «Тургенев».
Любопытно, что Александр Самбурский — единственный из замов, кто не оказался тогда под арестом. Его лишь отстранили от работы на время проведения служебной проверки, в уголовном деле он числился свидетелем. А в феврале 2017 года губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев отправил Самбурского в отставку. Увольнение объясняли истечением срока служебного контракта.
Плоды приватизации
В Оренбуржье в ведении Самбурского, помимо природных ресурсов, экологии входили и имущественные отношения, а также областной имущественный фонд, продающий разные здания и сооружения. И вот в 2022 году теперь здесь случился скандал с объектом культурного наследия «Михайловские казармы» - памятник архитектуры, построенный в 1750 году. Участок в центре Оренбурга продали небезызвестной компании «Ваш дом» по заниженной цене в 450 тысяч рублей. Там же снесли сразу восемь зданий, которые не были признаны памятниками культуры. Все это ради очередной застройки. Приватизация предприятий в Оренбургской области также проходила при активном участии министерства природных ресурсов. И с приватизацией также была связана череда скандалов.
Так, например, произошло в 2021 году при продаже международного аэропорта «Оренбург» компании «АБС Оренбург», учредителями которой являются холдинг «Новапорт» и УК «Аэропорты регионов». Вырученные от продажи деньги далеко не сразу попали в областной бюджет. И только в конце 2022 года этой темой занялась прокуратура, и нашла нарушения из-за затягивания сроков перечисления денежных средств, полученных областным имущественным фондом от продажи акций аэропорта. Распоряжениями опять же регионального Минприроды сроки перечисления этих денег в областной бюджет неоднократно и необоснованно переносились.
В том же году областное правительство включило в программу приватизации ГУП «ОКЭС» (государственное унитарное предприятие коммунальных электрических сетей Оренбургской области «Оренбургкоммунэлектросеть»). И опять был скандал. В регионе заговорили о том, что такая процедура приватизации выглядит нецелесообразной. ГУП «ОКЭС» не был убыточным - по мнению координатора проекта ОНФ «Бюро расследований» в Оренбургской области Дмитрия Болдырева, это одно из немногих государственных предприятий, которое приносит прибыль а также социальная ориентированность компании особенно важны для жителей сельской местности. Поэтому передавать ГУП в частные руки нецелесообразно.
В результате прокуратура обратилась в суд с требованием признать недействующим прогнозный план приватизации. А в 2023 году депутаты заксобрания приняли закон, ограничивающий передачу в частные руки преобразованного АО «Оренбургкоммунэлектросети». Ну а весной этого года было приватизировано крупнейшее и прибыльное предприятия с госучастием - ГУП «Оренбургремдорстрой».
Александр Самбурский заявлял, что приватизация не повлечет негативных экономических последствий для бюджета области.
Также взбудоражила общественность история со строительством птицефабрики недалеко от Оренбурга. Проект компании «Нан» был одобрен на заседании инвестиционного совета. Но против строительства стали протестовать жители близлежащих сел. Они написали обращение к президенту и к региональной власти, в котором говорилось об опасениях за экологическую обстановку и здоровье детей и взрослых.
В итоге от этих планов решено было отказаться. Такая же участь постигла и проект строительства нефтехранилища в поселке под Оренбургом. Он также был закрыт после многочисленных жалоб жителей. Ничего не вышло у Александра Самбурского и со строительством мусороперерабатывающих заводов. Он обещал построить в Оренбуржье сразу три подобных предприятия. Первое должно было появиться до конца 2024 года под Оренбургом. Летом прошлого года соответствующее соглашение подписал губернатор Денис Паслер с генеральным директором Российского экологического оператора (РЭО) Денисом Буцаевым. Но с тех пор про завод ничего не слышно. Так что Самбурский вряд ли может похвастаться особыми успехами за пять лет своей деятельности на министерском посту.
Поздний сигнал
В этой ситуации интересно как скажется арест пусть и заранее уволенного сподвижника главы региона Дениса Паслера на результатах предстоящих губернаторских выборов, в которых Паслер намерен принять участие. Эксперты считают, что история Самбурского вряд ли сильно повлияет на итоги. По мнению Галины Шешуковой, у Паслера есть поддержка Кремля – и это главное. В тоже время она не исключает уголовных дел в сфере здравоохранения, так как «такой тяжелой ситуации в этой области не было никогда». В частности, по словам Шешуковой, в регионе большие проблемы с доставкой больных в районные больницы, с вызовом участкового врача, колоссальная нехватка специалистов. Политконсультант Алексей Швайгерт полагает, что «нет никаких сил, которые могли бы эту тему раскручивать, ставить в повестку, актуализировать и делать далеко идущие выводы».
В тоже время Швайгерт обращает внимание на то, что к команде Паслера существуют множество претензий со стороны силовиков, и у главы региона продолжается конфликт с силовыми структурами. Поэтому они и не стали дожидаться окончания выборов, чтобы задержать Самбурского. Бывшему министру грозит от восьми до пятнадцати лет лишения свободы, однако возможно и наказание в виде штрафа. Как будет развиваться ситуация во властных структурах Оренбуржья станет понятно уже после выборов.
compromat.group