В популярных у россиян марках чая обнаружены ядовитые вещества
Чайные церемонии в разных странах отличаются иногда радикально: от английского «Файв-о-клок» до традиций Японии и Китая. В России в своё время этот горячий ароматный напиток тоже полюбили. «От чая лиха не бывает», «чай пить – долго жить» — гласили русские пословицы. Но, увы, теперь – в 21 веке, употребляя этот столь родной и привычный нам напиток, можно нажить серьёзные проблемы со здоровьем.
Глава «Общественной потребительской инициативы» (ОПИ) Олег Павлов от имени всей организации направил предложения в адрес главы правительства Михаила Мишустина, первого вице-премьера Дениса Мантурова и в Минпромторг. Общественники требуют ввести в России маркировку чая после случаев с выявления пестицидов в продукции крупных производителей.
Поводом для такого «горячего» обращения послужил факт того, что у трёх крупных российских производителей чая в их продукции обнаружили пестициды, причём для некоторых компаний такое нарушение стало не первым.
Запрещённые вещества найдены в зеленом листовом чае «Ричард» производства ООО «Май» (Curtis, «Майский чай», «Лисма», Coffesso, занимает 20 процентов российского рынка), в чае «Гринфилд» производства ООО «Орими» (Tess, «Принцесса Нури», «Принцесса Ява» и «Принцесса Канди», «Гита», «Жемчужина Нила» и «Шах», занимает 35 процентов рынка).
Также претензии возникли к двум маркам «Рязанской чаеразвесочной фабрики» – чёрному крупнолистовому чаю под товарным знаком «Три дружных слона» и чёрному чаю с чабрецом и цветами мальвы под брендом «Росчайпром». Роспотребнадзор по Татарстану потребовал изъять товары из оборота.
Вы пока заварите чай, а мы попытаемся разобраться – кто прав, кто виноват. Ведь чай любят не только в Татарстане.
Первую заварку – вылить сразу
Так советовали и советуют «чайные знатоки» – жители Поднебесной. Но поверьте автору, и в Средней Азии делают ровно так же. Первый залитый в заварник кипяток нужно слить, и тут же залить свежий. Таким образом вы если и не обезопасите себя от вредных примесей в чае, то по крайней мере снизите их негативное воздействие на организм. Но это касается заварки листового чая в небольшом чайнике. Другое дело – бросить пакетик сразу в стакан. Разница может быть существенной.
«Краснодарский», «Рязанский» или…
Когда мы смотрим на упаковку чая, например, из одного из самых солнечных и плодородных регионов страны, то мелкий шрифт не читаем. Написано «Майский», значит так и есть. Написано, произведено и сортировано в Московской области – значит этому чаю в зелёных тонах (а ещё и с бергамотом, или «весенняя мелодия» (перевод с англ.)) можно верить. И так можно дальше – по списку. А список – ниже.
К примеру, в 2019 году Россия импортировала более 150 тонн чая. Однако «традиционные» чайные страны поставили в страну немногим больше половины всего экспорта: Индия – 30,8%, 21,6% предоставила Шри-Ланка, от них с почти 10 процентами отстал «чайный» Китай, те же 10% добавил Вьетнам, плюс 4,7% из Индонезии. Но где вырастили ещё четвёртую часть общего импорта? Оказывается, больше, чем Китай и Вьетнам вместе взятые, чая в Россию отгружает Кения – 12,9%. А ещё целых 10% страна заказывает в Танзании, Зимбабве, Руанде, Уганде. Чай присылают из Малави, Ирана и Непала. Вот только на упаковках с чаем такую экзотику никогда почти не упоминают.
Вопрос о «краснодарских плантациях», видимо, после этих данных уже лишний.
Из официальных поставщиков при тестах Роскачества с треском провалился цейлонский Richman (смотрим объёмы поставок из Шри-Ланки).
Комментарий эксперта Роскачества Натальи Завьяловой: «В чае Richman были обнаружены следы пестицида гексахлорбензол – это политропный яд, который негативно действует на печень, разрушает центральную нервную систему, сосудистую. Данный пестицид запрещен во всем мире».
Те же яды «всплыли» и в краснодарском чае «Мацеста». Однако на производстве уверяют, что никаких пестицидов и никаких ядохимикатов быть не должно.
Наталья Смолькова, генеральный директор чайного дома в 2014–2017 годах, так прокомментировала этот «казус»:
«Единственный путь, откуда могли появиться пестициды в Мацестинском чае – это качество входного сырья. Вот и причиной моего ухода, одной из причин, стало то, что куплен чай из Вьетнама очень низкого качества, который планировалось, конечно же, фасовать и называть краснодарским чаем».
А как же потребитель?
Рак, бесплодие и болезнь Паркинсона
Можно ли определить наличие пестицидов в чайном напитке? Вопрос сложный. Но обезопасить тогда себя – как? Выезжать в Сибирь на сбор Иван-чая?
Самостоятельно определить – есть ли пестициды в чае – задача не из простых. Хотя эти химикаты и имеют характерный привкус и запах хлора, но содержащиеся в чайном листе дозы не позволяют его почувствовать. Просто потому, что насыщенный вкус чая перебивает запах химикатов.
Как сообщает одно из СМИ, в беседе с журналистом диетолог Елена Соломатина предостерегла потребителей продуктов с пестицидами (напомним, что теперь это не только овощи, но и чай):
«Многие из пестицидов похожи на эстроген – женский половой гормон. Когда пестицид встречается с рецепторами, организм воспринимает его как реальный эстроген, уровень гормонов повышается, потому что естественная выработка не прекращается. Этот процесс может привести к развитию миом, эндометриозу и раковым опухолям».
Мужчинам тоже расслабляться не стоит. Повышение уровня псевдоэстрогенов может привести к снижению детородной функции, потому что ухудшает качество сперматозоидов. В организме должен быть баланс женских половых гормонов и мужских, если он нарушается, мужчина становится менее плодовитым.
Но так ли во всём виноваты поставщики сырья?
«Целесообразности не видим»
Не сложно догадаться, что российские крупные «чайники» все обвинения отрицают, и инициативу о маркировке продукта считают ненужной.
К примеру, мнение главы ассоциации «Росчайкофе» Рамаза Чантурия: «Чайная индустрия страны не видит целесообразности во введении маркировки, так как отечественный чайный рынок уже давно стал одним из самых прослеживаемых – 95% продукции выпускается на фабриках, расположенных на территории России, и все предприятия находятся под пристальным контролем компетентных ведомств, как по входящему сырью, так и по выпуску готовой продукции».
По его словам, введение маркировки приведёт лишь к необоснованному росту себестоимости любимого всеми россиянами напитка.
Но эксперт по чаю Елизавета Тихонова, считает, что, всё-таки, нельзя во всём обвинять азиатских поставщиков сырья. Контроль необходимо усиливать на фабриках наших «чайных королей», где фасуют и ароматизируют продукт: «Его там и подкрашивают, и присушивают, и ароматизируют, и добавляют, особенно в пакетики, какие-то непонятные компоненты. Поэтому я бы не говорила о пестицидах как об основной опасности. Исследования того, что в чае находят, не публикуют, поэтому неясно, о каких химических соединениях или элементах идёт речь».
И вот тут хочется задать вопрос уже властям страны. А кто уверен, что, купив даже развесной дорогущий чай, россиянин, заварив его, не выпьет «дозу» пестицидов и другой химии?..
Возможно, обращение к Премьеру «Общественной потребительской инициативы» – давно созрело? И никакого заказа нет?
Или есть заказ, но совсем наоборот? Затем, чтоб, обвинив ОПИ, крупные «чайники» банально вновь взвинтили цены на чай?
Так и будем утолять жажду пестицидами, да ещё и по новым ценам?..
Ещё статьи по теме:
Распечатать