Генпрокуратура возобновила следствие по делу нотариуса, заверившего дарение миллиардных активов
Ситуация может кардинально повлиять на конфликт акционеров. «Фонтанка» цитирует силовиков.
На днях в прокуратуру Петербурга поступило указание Генеральной прокураты на недопустимость ослабления надзора за обстоятельствами, сложившимися в конкретном эпизоде уже длительного конфликта между акционерами Петербургского нефтяного терминала (ПНТ). По информации нашего издания, это касается не попадавшей в публичное поле темы — достоверности дарения 50 % ПНТ, элитной недвижимости и уникального автопарка бизнесмена Васильева своей супруге.
Акционером ПНТ известный предприниматель Сергей Васильев перестал быть в мае 2022 года. К тому времени его здоровье уже почти год как не позволяло не только принимать стратегические решения, но и заботиться о себе самом.
Переход права собственности оформлялся дарственной на имя супруги, Елены Васильевой. В процедуре принимал участие рукоприкладчик. Это свидетельствует о том, что сам бизнесмен ничего не мог подписать физически. Заверила процесс нотариус Торопова. Стоимость такого подарка, отталкиваясь от оценки бизнеса ПНТ, могла составить 6–10 млрд рублей.
По информации «Фонтанки», следствие УМВД Петроградского района еще в октябре 2023 года возбудило уголовное дело в отношении петербургского нотариуса Тороповой по части второй статьи 202 УК — «Злоупотребление полномочиями частными нотариусами». В материалах указано, что нотариус не находилась по указанному адресу на Каменноостровском проспекте (квартира Васильева) в момент якобы «регистрации процедуры дарения, а при осуществлении своих действий, не имела возможности убедиться в реальном волеизъявлении Васильева» (цитата, постановление находится в распоряжении «Фонтанки»).
Однако прокуратура Петроградского района отменила данное постановление.
Напомним: до возбуждения уголовного дела в отношении нотариуса полицейские пытались повстречаться с Васильевым, так как в ГУ МВД поступило заявление от его партнера по ПНТ Михаила Скигина, уже год как потерявшего какую-либо связь с Васильевым и не понимающего, жив ли он, где находится и осознает ли, какие процессы идут на их совместном предприятии после конфликта Скигина с Еленой Васильевой. Как описывал развитие тех событий 47news, противостояние прошло шумно, но сотрудники не стали штурмовать имение Васильева в Вырице. Поговорить с ним не довелось.
Прокуратура района согласилась со следователем во всем, но указала: «...в материалах отсутствуют сведения, подтверждающие причинение действиями Тороповой кому-либо существенного вреда. В частности, Васильев по обстоятельствам причинения ему вреда не опрошен… супруга не сообщила о совершении в отношении Васильева каких-либо противоправных действий» (цитата, документ находится в распоряжении «Фонтанки»).
Именно доказательства волеизъявления Васильева и добивается его деловой партнер по ПНТ Михаил Скигин.
Михаил — сын прежнего партнера Сергея Васильева, покойного Дмитрия Скигина. Трое его детей делят между собой вторые 50 % акций ПНТ и исторически занимались оперативным управлением компанией. Елена Васильева захотела — и смогла — изменить этот статус-кво.
Елена Васильева, став владелицей 50 % компании, стала действовать решительно. Спустя короткое время она потребовала на совете директоров уволить прежнего гендиректора терминала и назначить другого. Следом поступило еще одно требование — выбрать ее председателем совета директоров. Так вышло, что в силу процедурных причин прежний председатель, Михаил Скигин, не попал даже в список претендентов на переизбрание (эти изменения Скигины пытаются с тех пор оспорить в суде).
Тишина в этом вопросе продолжалась до середины сентября этого года. Сегодня прокуратура Петербурга на основании указания Генеральной прокуратуры сняла тему нотариуса с паузы. В противовес прежнему решению районной прокуратуры вышестоящий орган сформулировал: «...нотариус Торопова при совершении данного нотариального действия явно злоупотребила своими полномочиями, чем причинила существенный вред правам Васильева, а также законным интересам общества и государства, подорвав своими действиями престиж и доверие к нотариату» (цитата, документ в распоряжении «Фонтанки»). Заодно Генеральная прокуратура поддерживает намерение все-таки установить местонахождение бывшего миллиардера Васильева и выяснить, что с ним происходит, и удивлена ненаступательностью полицейского следствия.
Тем временем при председателе совета директоров ПНТ Елене Васильевой финансовые показатели терминала пошли вверх. Если в 2022 году выручка оказалась на уровне 6,6 млрд рублей (почти на миллиард меньше, чем годом ранее), то в отчетности за 2023 год в этой графе значатся уже 9,2 млрд рублей. А чистая прибыль подскочила с 3,6 до 5,7 миллиарда. Безусловно, это связано не только с успехами менеджмента, но и с новыми экономическими реалиями, повлиявшими на логику перевалки нефтепродуктов.
Также «Фонтанка» выяснила, что на данный момент в Тринадцатом арбитражном апелляционном суде рассматривается иск акционеров ПНТ к Елене Васильевой, как вступившей в наследство своего супруга. В частности, оспаривается и сам факт дарения 50 % Петербургского нефтяного терминала.
«Васильев не подписывал доверенность — за него это сделал рукоприкладчик… Во время совершения нотариального действия по выдаче доверенности нотариус фактически по адресу Васильева не находился. …Нотариус совершил преступление, предусмотренное частью 2 статьи 202 Уголовного кодекса РФ. Нотариус выдал доверенность в пользу своей близкой подруги Васильевой без участия Васильева и, как следствие, не проверил дееспособность Васильева, не убедился в наличии реального волеизъявления Васильева», — убежден истец (цитаты, иск в распоряжении «Фонтанки»).
В случае если следствие вновь установит нарушение акта дарения 50 % ПНТ Елене Васильевой, под удар будет поставлены не только ее статус наследницы, но и все финансовые операции ПНТ за время ее управления.
Пока же Елена Васильева является сверхновой успешной в рейтинге петербургских деловых женщин.