«Ростех» и его партнеры: кто получил контроль над «Мотовилихинскими заводами»?
Холдинг "Технодинамика" близкого к "Ростеху" предпринимателя Виктора Григорьева через АО "Специальное конструкторское бюро" приобрел по цене в четыре раза меньшей стоимости лота 18,9 тысяч единиц товарно-материальных ценностей ПАО "Мотовилихинские заводы". Разговор здесь идет, в том числе, об имуществе, ограниченном к обороту, которое требует лицензий на работу с вооружениями.
Продавец "Ремдизель"
ПАО "Мотовилихинские заводы" в 2018 году было признано несостоятельным и оказалось в процедуре конкурсного производства. В конце 2023 года данное предприятие было куплено АО "Ремдизель", которое напрямую ассоциировано с госкорпорацией "Ростех". "Ремдизель" раньше входил в ПАО "Камаз", но в 2021 году был выведен в отдельное юридическое лицо.
"Ростех" утверждает, что больше не владеет организацией, однако информации о том, кому госкорпорация продала или передала "Ремдизель" нет. Предприятие занимается ремонтом бронетехники и, видимо, сохраняет прямое отношение к дивизиону "Ростеха".
Реорганизация владения "Ремдизеля" прошла при скандальных обстоятельствах. В 2021 году на предприятие прилетела специальная группа следственного департамента МВД России, с целью проверить материалы республиканского УБЭП о "схематозах" с двигателями "КАМАЗов". Дело было возбуждено в 2019 году, но московские силовики решили в него вмешаться только через два года.
После визита москвичей "Ремдизель" был спешно отправлен в самостоятельное плавание, причем эти события, судя по всему, взаимосвязаны. Проверка произошла в апреле, а в сентябре "Ремдизель" распрощался с "КАМАЗом", но сохранил генерального директора Александра Захарова. До "Ремдизеля" Захаров с 2013 по 2020 год был директором ООО "ЦФ Кама", которое до осени 2022 года являлось совместным предприятием "КАМАЗа" и германского концерна ZF Friedrichschafen.
Немцы владели 51% капитала компании, однако генеральным директором был Захаров. Сам проект пользовался особым внимание главы "Ростеха" Сергея Чемезова, руководителя "КАМАЗа" Когогина, местных властей и главы Татарстана Рустама Минниханова. Захаров был и, видимо, остается близкой к Чемезову важной фигурой в дивизионе "Ростеха". Другой человек на такие посты назначен бы не был.
"Ростех" здесь везде
Банкротство ПАО "Мотовилихинские заводы" проходило под контролем "Ростеха", а 23 сентября 2023 года стало известно, что "Ремдизель", будучи единственным участником, выиграл торги по производственным мощностям с предложением в 1,3 млрд рублей.
На тот момент "Мотовилихинские заводы" были загружены заказами и имели гарантированную прибыль. Продавался не кот в мешке, не разрозненные активы, а финансируемый госконтрактами бизнес.
"Ростех" на подконтрольных торгах передал обанкроченный актив своей бывшей (?) дочке, которая перепродала за 25% от заявленной стоимости часть активов "Технодинамике" Григорьева. Данный предприниматель также близок к Чемезову и уже проворачивал сделки, похожие на эти.
Банкир "Ростеха" Григорьев
В 2018 году "Ростех" продал структурам Григорьева 75% "Термодинамики", через которую этот бизнесмен выступает в сделке по "Мотовилихинским заводам".
"Термодинамика" является ключевым холдингом для "Ростеха", это крупнейший производитель оборудования для авиации. Абы кому такие активы "Ростех" бы не отдал, поэтому ключевое предприятие ОПК закономерно перешло в руки этого учившегося в Киеве человека.
"Технодинамика" продавалась Григорьеву через закрытый конкурс, в котором участвовали только утвержденные "Ростехом" компании. Стоимость лота не сдвинулась с места и составила 13,8 млрд рублей. Вот так, банкир Григорьев стал крупным игроком сферы ОПК. Схема очень похожа на то, что уже неоднократно произошло с "Мотовилихинскими заводами". Интересно также, что "Технодинамика", в отличие от "Ремдизеля", позиционируется как часть "Ростеха".
Григорьев ранее работал заместителем в "Оборонпроме" у нынешнего вице-премьера Дениса Мантурова, еще одного протеже Чемезова. Самым главным его активом является "НК-Банк", причем СМИ называют предпринимателя владельцем этой кредитной организации, которая позиционируется как дочерний банк "Ростеха".
Кроме работы с деньгами компаний дивизиона и их работников, а также выдачи им кредитов, "НК-Банк" входит в капитал некоторых структур госкорпорации. Здесь можно говорить о единой бизнес-системе, где сложно отделить одно от другого.
Несколько месяцев назад Григорьев фигурировал в сложной схеме по перехвату контроля над производителем процессоров "Эльбрус" компанией НПЦ "Элвис" АФК "Системой" Владимира Евтушенкова, который также близок к Чемезову.
Обогащаются все
Вообще с ПАО "Мотовилихинские заводы" связано много скандалов. До банкротства 2018 года и перехода под контроль "Ремдизеля" бывшие владельцы предприятия Марат Загидуллов, Рафаэль Гималов, Юрий Медвежонок и Руслан Валитов стали фигурантами иска Прокуратуры в Одинцовский городской суд Московской области.
Надзорный орган потребовал взыскать с этих граждан в доход государства 2,783 млрд рублей ущерба и 1,054 млрд рублей процентов за пользование денежными средствами. Основная часть ущерба при этом составляются неотработанные авансы Минобороны РФ. Прокуратура пришла к выводу, что ответчики с 2002 года разработали схему по выводу денег из предприятия с целью личного обогащения и последующего банкротства предприятия. Для этого ликвидные активы "Мотовилихинских заводов" клались под залог, на основании которого банки выдавали кредиты, которые организация заведомо не могла выплатить.
Основными фигурантами были депутат Госдумы РФ Гималов и его племянник – бывший сити-менеджер Казани бывший депутат Госдумы РФ Загидуллов. При этом предприятие при подобном руководстве не один год трудилось сначала с "Рособоронэкспертом", а затем и с "Ростехом" Чемезова, а также "КАМАЗом" Когогина.
Прокуратура отмечает, что данные граждане в ходе своих действий сумели наложить руку даже на 8 детских садов. Однако ко второй половине нулевых дело заглохло, а сейчас о нем снова вспомнили из-за аудита в Минобороны РФ, которым занялся новый глава ведомства Андрей Белоусов. Только действия "Ремдизеля", "Ростеха" "Технодинамики" по "Мотовилихинским заводам" также имеют сомнительный с точки зрения законности контекст.
Бизнес по-ростеховски
В истории с ПАО "Мотовилихинские заводы" получается, что "Ростех" в течение 10 лет работал с предприятием, из которого, по мнению прокуратуры, выкачивались средства. Затем после банкротства и перехода активов под контроль "Росимущества" госкорпорация помогла с загрузкой предприятия контрактами и продала на подконтрольном аукционе бывшей своей дочке АО "Ремдизель". Одновременно с этим непонятно, кому на сегодняшний день принадлежит "Ремдизель" – возможно, "Ростех" скромничает и сохраняет над ним контроль.
Но это еще не все, схема закончилась продажей отдельных активов "Мотовилихинских заводов", которые на торгах по заниженной цене перешли "Технодинамике" Григорьева. Если на фондовом рынке принято надувать пузыри и продавать воздух, то в схемах "Ростеха" по "цене воздуха" продаются прибыльные предприятия, включенные в государственный заказ.
Все это типично для "Ростеха", который любит брать активы, а затем передавать их по кускам новым бенефициарам. Такая же история произошла с землями когда-то ведущего советского ОКБ "МиГ" в Москве.
Распечатать