Мещанский суд национализировал активы миллиардера Алексея Хотина
Всего в собственность государства перейдёт 27 объектов стоимостью в десятки миллиардов рублей. Хотин стал не первым из постоянных участников списка Forbes лишившимся всего и, похоже, далеко не последним.
О масштабах отобранных у Хотина активов говорят цифры. Общая площадь более не принадлежащей ему недвижимости превышает 1,5 млн квадратных метров. Для сравнения: за весь 2023 год объём жилищного строительства в Нижнем Новгороде составил 711,1 тыс. квадратных метров. Конечно, Хотину принадлежали не студии в «человейниках» – миллиардер специализировался на деловой премиальной недвижимости. В числе его активов были офисные комплексы «Красный богатырь», Loft Ville, Cherry Tower и «Фаворит», а также торговые центры «Горбушкин Двор» и «Филион». Кроме того, неделей ранее тот же Мещанский суд отобрал у Хотина, пожалуй, самую ценную жемчужину его коллекции недвижимости – расположенное в двух шагах от Кремля здание бывшей гостиницы «Москва», в которой расположены отель Four Seasons, торговая галерея и жилые апартаменты.
Объектов, сделавших Хотина одним из главным рантье страны (ежегодно он получал от их сдачи в аренду до 500 млн долларов), миллиардер лишился в рамках процесса о взыскании с него 75,6 млрд рублей. В марте суд приговорил Алексея Хотина к девяти годам лишения свободы, признав виновным в растрате более 23 млрд рублей из банка «Югра». Как установило следствие, с 2014 по 2017 год Хотин вместе с тремя топ-менеджерами вывел и присвоил средства банка, выдавая заведомо невозвратные кредиты подконтрольным ему фирмам. А весной прошлого года с Хотина взыскали свыше 192 млрд рублей в виде налоговой задолженности нефтяной группы «Русь-Ойл», бенефициаром которой он являлся. Тогда в уплату долга государство забрало «Русь-Ойл», однако её стоимость не покрыла всю сумму. Потому было решено забрать ещё и недвижимость.
Алексей Хотин оказался ещё одним в списке «жёстко раскулаченных» миллиардеров. Прежде у попавших в жернова богачей обычно отбирали один-два актива, что давало им возможность сконцентрироваться на оставшихся. Теперь же всё чаще происходит иначе – отбирают всё подчистую. Так, в мае 2022 года Хамовнический суд Москвы обратил в доход государства 750 млн долларов, которые основатели группы «Сумма» Зиявудин Магомедов и его брат сенатор Магомед Магомедов выручили от продажи акций Новороссийского морского торгового порта. А позже признанные создателями ОПГ братья лишились акций Дальневосточного морского пароходства. Аналогичным образом минувшей весной были национализированы активы объявленных в розыск по обвинению в коррупции экс-губернатора Михаила Юревича и бывшего депутата Госдумы Вадима Белоусова, создавших империю «Макфа».
Есть и другие примеры, хотя наблюдателей сейчас больше занимает другое. Во-первых, кому отойдут активы Хотина? Вряд ли государство оставит их себе, а получить столь лакомые объекты недвижимости наверняка захотят многие – чего стоит один отель рядом с Красной площадью. Как будет формироваться продажная стоимость? Насколько прозрачными будут торги? Во-вторых, по-прежнему остаётся загадкой личность Алексея Хотина. Из открытых источников известно, что в начале 90-х он, будучи выпускником Суворовского училища, вместе с отцом приехал из Минска в Москву и за короткий срок стал владельцем фантастически дорогих активов. Происхождение денег, позволивших купить банк, нефтяную компанию и т.д., занимало многих, в связи с чем появилась версия, что чурающийся публичности Хотин мог быть всего лишь зиц-председателем, прикрывавшим реальных владельцев в верхах власти. Если так, то кто сейчас утирает слёзы, глядя, как офисные и торговые центры уходят из рук?