Поиск по сайту:

История «контрабандиста» Белоусова. Часть 4. Как вместо леса распилить 85 миллионов рублей?

История «контрабандиста» Белоусова. Часть 4. Как вместо леса распилить 85 миллионов рублей?
История «контрабандиста» Белоусова. Часть 4. Как вместо леса распилить 85 миллионов рублей?
Мы продолжаем рассказывать про непростой и щедро усеянный бюджетными деньгами путь иркутского предпринимателя Сергея Белоусова, его соучастников и компаньонов. Мы публикуем очередную партию свидетельств очевидцев преступной деятельности лесного «Эскобара». Речь снова идет о прокачке бюджетных денег через цепочку фирм Сергея Белоусова.

Кто не следил за предыдущими публикациями, напомним, что в первой, второй и третьей частях истории «контрабандиста» Белоусова мы говорили и наглядно показывали схемы вопиющей и совершенно беспрецедентной аферы с федеральными деньгами, выделенными для исправительной колонии № 15 ГУФСИН по Иркутской области в 2014-2016 годах. Данные факты уже стали предметом проверки Главного управления МВД и прокуратуры Иркутской области. По нашим данным, многочисленные обращения жителей нашего региона, возмущенных произволом и беззаконием криминального сообщества Сергея Белоусова, были взяты на контроль в МВД России и непосредственно руководством ГУ МВД по Иркутской области.Ир

Не остались в стороне и депутаты различных уровней власти. Так, на наш призыв во второй части нашего расследования к депутатам Законодательного собрания Иркутской области вмешаться в ситуацию, откликнулся депутат фракции КПРФ Законодательного собрания Иркутской области Анатолий Обухов. Народного избранника возмутило то, что выделенные на пожаротушение в 2014-2015 годах миллионы рублей были присвоены, а тысячи гектар леса просто уничтожено лесными пожарами. Обращение было направлено прокурору Иркутской области Андрея Ханько, руководителю регионального СК Анатолию Ситникову, а также министру лесного комплекса Иркутской области.

Из ответа заместителя руководителя первого следственного управления СУ СКР по Иркутской области С.Н. Базарова от 3 марта 2023 года следует, что региональный СКР пока не заинтересовало вероятное хищение бюджетных средств при исполнении государственного контракта. Все изложенные депутатом факты хищений бюджетных средств направлены в ГУ МВД по Иркутской области для «оперативной проверки». И здесь же сообщено, что такие факты в обозримом будущем все-таки будут проверены на предмет преступлений в порядке статей 144-145 УПК РФ.

Однако ответ депутату от заместителя прокурора Иркутской области В.В. Бабенко от 6 марта 2023 года оказался более содержательным. В нем надзорный орган сообщил, что, оказывается, по тем же самым эпизодам хищения Верещаком и Белоусовым бюджетных средств, был зарегистрирован рапорт об обнаруженном преступлении еще 21 декабря 2022 года в СУ СКР по Иркутской области. Материал проверки был передан в СО по городу Ангарску СУ СКР по Иркутской области. И там 19 января 2023 года было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по статье о мошенничестве и злоупотреблении Верещаком полномочиями.

Данное постановление было отменено только 22 февраля 2023 года после вмешательства прокуратуры Иркутской области по обращению депутата А.В. Обухова. По результатам прокурорской проверки было отменено и ранее вынесенное 5 октября 2018 года следователем О.В.Шалбаевой постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении Андрея Верещака по статье 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов). То есть в региональном следственном комитете имелись два материала проверки, инициированных руководством регионального СКР и незаконно «прикрытых», и не исключено, что с ведома этих же руководителей регионального СКР.

Проверки проводились по фактам многомиллионных хищений средств федерального бюджета, потому подобное беззаконие затрагивает интересы федеральных органов власти. Несмотря на эти вопиющие факты, один из руководителей следственного управления – С.Н. Базаров – совершенно не стесняясь сообщает депутату областного парламента ложную информацию о том, что никаких проверок в порядке статей 144-145 УПК РФ по указанным им фактам не проводилось. А депутатское обращение о чудовищной коррупции в органах ФСИН из СКР просто отфутболивают в полицию. Напомним читателям, что возбуждение уголовных дел о коррупции в органах власти – это прямая обязанность СКР, а не полиции.

По нашим данным, вместе с этим руководитель следственного отдела СКР по городу Ангарску, и не исключено, что по договоренности со своими непосредственными руководителями из Иркутска, откровенно «укрывает» чудовищные факты разграбления федерального бюджета.

Новости по теме: Молдавия будет закупать газ у России и Украины

Приведенные казусы просто вопят как минимум о заинтересованности руководителей СКР по Иркутской области игнорировать факты разграбления нашей страны, а как максимум требуют пристального внимания к Иркутской области со стороны центрального аппарата СКР.

Наши источники сообщили, что миллиарды рублей от контрабанды леса и хищения средств федерального бюджета Сергей Белоусов мог потратить на подкуп сотрудников правоохранительных органов. Возможно, потому Белоусову удается так долго оставаться на свободе.

Шергин плюс Петренёв

Сергей Белоусов, как считают его бывшие партнеры, добился полнейшей безнаказанности в сфере контрабанды леса, будучи хорошо знакомым с бывшим заместителем прокурора Иркутской области Романом Шергиным. В апреле 2021 года прокурор Шергин ушел в адвокатуру. 

Как сообщает медиа-ресурс Похабовск: «Роман Шергин был близким другом «серого кардинала» лесных контрабандистов Сергея Белоусова (известен как «Кукловод»), контролирующего в Иркутском регионе последние 15 лет теневой рынок леса, незаконных рубок и контрабанды в Китай. Именно Сергей Белоусов в сговоре с зам. начальником ГУФСИН по Иркутской области Игорем Кислицыным придумал и реализовал схему массовой незаконной вырубки лесов, переданных государством для ФСИН с целью обеспечения работой осуждённых».

Факт их близкого знакомства подтвердили нашей редакции сразу несколько источников. Как раз в компетенцию заместителя прокурора Иркутской области Романа Шергина входил надзор за лесным комплексом региона. И как раз в период работы Шергина прокуратура Иркутской области «не заметила» фактов реализации ИК-15 круглого леса фирмам Белоусова по цене в восемь раз ниже рыночной стоимости.

Второе ведомство, которое могло заинтересоваться незаконными рубками лесных насаждений на лесных делянах ИК-14 и ИК-15 ГУФСИН по Иркутской области – это министерство лесного комплекса Иркутской области. Как раз надзор за его деятельностью должен был осуществлять Роман Шергин. Это министерство возглавлял бывший прокурорский работник – Дмитрий Петренев. До своего назначения министром он занимал должность природоохранного прокурора. Петренев руководил министерством с 23 декабря 2019 года до 30 июля 2021 года. Роман Шергин ушел с поста заместителя прокурора 7 апреля 2021 года. Случайность? Не думаем.
И вот уже 19 июля 2021 года экс-заместитель прокурора Иркутской области Роман Шергин и министр лесного комплекса Дмитрий Петренев вместе учреждают коммерческую фирму – ООО «Центр правовых решений «Альтернатива». Основным родом ее деятельности стало оказание правовых услуг. То есть как минимум 11 дней региональный чиновник Петренев незаконно совмещал свою коммерческую деятельность по оказанию правовых услуг с работой регионального министра.

История «контрабандиста» Белоусова. Часть 4. Как вместо леса распилить 85 миллионов рублей? huiqxeidqziqqt qthiqrziqkqikqvls

Группу отставных прокурорских работников, которые стоят на страже интересов Белоусова, дополняет еще личность Александра Зарыпова. Он достаточно долго работает в структуре Белоусова и длительное время являлся директором девяти структурных подразделений сообщества – ООО «Вудэкспорт +», ООО "ТПК Регион 38", ООО "Саяны", ООО "Лиственница Сибири", ООО "Теплоцентр" и других.

До своего служения деньгам Белоусова наш герой Зарыпов работал в должности прокурора города Шелехов, а затем и следователем. Кроме Зарыпова в сообществе Белоусова трудится бывший оперуполномоченный Валерий Варенников. Как раз последний хорошо знаком с оперативной обстановкой в сфере незаконной добычи лесных насаждений и контрабанды леса в Китай.

Будучи на службе в правоохранительных органах, Варенников очень ловко совмещал государственные интересы со своими личными. Известный в Иркутске предприниматель Петр Трухин рассказал нашему источнику о том, что несколько лет назад был вынужден подарить Варенникову автомобиль за «крышевание» своего лесного бизнеса. Источник нам сообщил и то, что Варенников очень существенно поправил свое материальное положение за счет лесного контрабандиста из города Зимы Дениса Шлыкова. И, кстати, его деятельность была тоже тесно связана с ИК-32 ГУФСИН по Иркутской области.

Варенников в сообществе Белоусова возглавляет подразделение по безопасности и отвечает за связи Белоусова с правоохранительными органами.

Структурный состав членов сообщества Белоусова со временем дополнялся нужными людьми, специалистами в своей сфере. По всей видимости каждый контролировал и направлял денежные потоки от заготовки леса до перенаправления похищаемых бюджетных средств системы ФСИН на счета подконтрольных структурам Белоусова предприятий и предпринимателей. Есть там и бухгалтера, и бывшие работники таможенных органов и следственного комитета.

В самой структуре ФСИН интересы Белоусова представлял работник ИК-15 Дмитрий Аненко, который очень успешно совмещал личный лесной бизнес с работой по контролю за вывозом леса с угодий колонии.

Тем временем, по данным наших источников, группа компаний Сергея Белоусова продолжала осваивать бюджетные миллионы.

Распильные госконтракты

В первых трех частях нашего расследования мы говорили об афере с 64 миллионами рублей, которая была провернута через фиктивный госконтракт начальником ИК-15 Андреем Верещаком с ООО «Сибирь» в 2014-2015 годах, где Белоусов мог получить свыше 30 миллионов бюджетных денег, и, кроме того, мог вывезти и отправить на экспорт более 700 тысяч кубометров леса по липовым документам от ИК-15.
Однако жадность Верещака и Белоусова контрактом с ООО «Сибирь» толкала наших героев к новым свершениям. Как только они «прожевали» первые федеральные миллионы, так сразу аппетит появился к следующим траншам из бюджета.

В 2017 году начальник ИК-15 Андрей Верещак с понятной уже всем целью решает объявить закупки на транспортировку и распиловку нескольких тысяч кубометров леса. Судьба и происхождение самого леса пока не раскрыта.

Новости по теме: Петр Авен и его «бойфренды»

И вот на электронном аукционе вновь появляется протеже Белоусова – ООО «Леспромторг», зарегистрированное в городе Усолье-Сибирское по тому же адресу, что и другие предприятия Белоусова. Зарегистрирована фирма была на одного из участников цепочки вывода бюджетных средств по госконтракту с ООО «Сибирь» – Владимира Евдокимова.

При отсутствии других участников Евдокимов побеждает на всех аукционах, и на банковские счета его ООО «Леспромторг» полился обильный денежный ливень федеральных миллионов.

Согласно данным открытых источников, в 2017 году ООО «Леспромторг» являлось поставщиком аж в 17 государственных контрактах по закупкам в ИК-15 на сумму 85 160 400 руб. Давайте посмотрим что это за контракты.

Итак, контракт № 0334100006317000041_202989 на сумму 16 145 325,00 рублей. Контракт заключается 19 апреля 2017 года ИК-15 с единственным участником ООО «Леспромторг». Предмет контракта – это перевозка 11 475,00 кубометров древесины из места его нахождения –Иркутская область, Черемховский район – в пункт назначения – Иркутская область, город Ангарск (грузополучатель ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Иркутской области) по другому адресу: Иркутская область, город Усолье-Сибирское (грузополучатель ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Иркутской области). 

Странность этого контракта в том, что ИК-15 имеет свой транспорт для перевозки леса, на котором, скорее всего, и был перевезен весь объем леса. Дальнейшая судьба этих 11 475,00 кубометров древесины неизвестна. 

Второй контракт № 0334100006317000059_202989 на сумму 13 770 000 рублей. Закупка размещена 24 апреля 2017 года, и ее требованием было оказание услуг по распиловке 9 180,00 кубометров леса. Вероятно, этот объем леса не входил в те 11 475,00 кубометров, которые привезли на территорию ИК-15, скорее всего, для распиловки и последующей обработки заключенными. 

Чтобы было понятно читателю: территория ИК-15 – это закрытая режимная территория, где находится около тысячи заключенных. На территории колонии имеется своя промышленная площадка, где как раз и должны были трудиться заключенные, занимаясь распиловкой леса. В этом и заключается цель исправления заключенных. Но по странному стечению обстоятельств лес обрабатывают вместо заключенных работники структуры Сергея Белоусова на выделенные колонии деньги. 

На самом деле, по всей видимости, заключенные сами и распилили бесплатно этот лес, а чтобы украсть деньги, была придумана хитрая схема с привлечением для якобы распиловки леса стороннего подрядчика.

Третий контракт с ООО «Леспромторг» № 0334100006317000072_202989 от 3 июля 2017 года на сумму 22 125 075 рублей. По условиям контракта 15 725 кубометров леса с лесных делян должны быть перевезены на территорию ИК-15. То есть это уже третья партия древесины. Судьба этой древесины также неизвестна. 

Здесь, вероятно, проделан тот же самый трюк, что и с предыдущими контрактами – имитация услуги для хищения средств бюджета.  
Четвертый контракт с ООО «Леспромторг» на сумму 18 870 000,00 рублей от 3 июля 2017 года снова на распиловку леса в объеме 12 580,00 кубометров. Это уже четвертая партия древесины. И здесь снова та же схема распила леса колонии на неизвестной территории с неизвестной целью. 

И такой трюк был проделан с федеральными деньгами еще 13 раз, пока Верещак не опустошил все счета вверенной ему исправительной колонии № 15. 

Итак, давайте теперь снова переварим ту информацию, которую очень обильно излагали региональные и федеральные СМИ после поджога колонии и бунта в апреле 2020 года. По словам чиновников ФСИН, там сгорела крупная промышленная база по переработке древесины. Там должны были быть пилорамы, станки, сушилки леса. Должны быть лесовозы для вывоза леса с делян. Но здесь мы видим, что все действия по транспортировке, переработке и заготовке древесины выполняли сторонние организации, принадлежащие Сергею Белоусову. Сама колония не занималась никакой экономической деятельностью в лесной сфере.

При помощи совершенно нехитрых и совершенно примитивных манипуляций с бюджетными деньгами, щедрый поток денежных вливаний от Андрея Верещака, по всей видимости, снова перетек в карманы Сергея Белоусова. Как водится в таких случаях, никто ничего странного в перевозках и распилах леса не заметил. Заключенные в колонии № 15 продолжали батрачить на Верещака и сделали его самым богатым «хозяином» в списке начальников колоний Иркутской области.

Связи Белоусова в прокуратуре и других ведомствах помогали аферистам «нагибать» закон по полной программе, а ФСИН России продолжал финансировать их аппетиты.

Есть все основания полагать, что такая ситуация продолжалась до самого поджога колонии. А пока следственные органы продолжают проверки наших публикаций, у всех участников сообщества Белоусова есть очень неплохие шансы написать явку с повинной, чтобы избежать дальнейшего уголовного преследования по тяжким статьям о хищениях в крупном размере, контрабанде леса.

Отказ от дальнейшего участия в преступной деятельности сообщества Белоусова, активная помощь следствию и раскаяние в совершенном деянии является основанием для освобождения от уголовной ответственности по примечанию к статье 210 Уголовного кодекса, которая говорит об участии в преступном сообществе.

Вера Попова
Регион: Россия

Ещё статьи по теме:


Распечатать


Все новости