«Транснефть» теряет сотни миллионов из-за споров с «РИ-Инвест» и страховыми компаниями
Сотни миллионов уходят от «Транснефти» в рамках разбирательств с новым собственником имущественного комплекса «Антипинского нефтеперерабатывающего завода» – компанией «РИ-ИНВЕСТ».
Крупный штраф был предъявлен государственной транспортной монополией в связи с отклонением от сдачи в систему нефтепродуктов в 2022 году, однако суды согласились с форс-мажорными обстоятельствами в виде пожара на установке глубокой переработке мазута. Как было указано в процессах, «РИ-ИНВЕСТ» не мог предотвратить ЧП, а «Транснефть» отказалась искать компромиссные решения.
Примечательно, что эти убытки могли бы лечь в претензии владельца «Тюменского НПЗ» к страховым компаниям, которые уже получили иск более чем на 100 миллионов евро. Сейчас стороны бьются за оценку возмещений, и «РИ-ИНВЕСТ» уже заявил ходатайство о проведении экспертизы. Параллельно наблюдатели обращают внимание и на другие крупные разбирательства, связанные с государственной транспортной монополией активов. Например, на требования «УК «Транснефть Инвест» к «Федеральной сетевой компании – Россети», связанные с досрочным погашением облигаций, реорганизацией госхолдинга и претензиями на 1,8 миллиарда.
Арбитражный суд рассмотрит ходатайство ООО «РИ-ИНВЕСТ» – собственника основного имущества, составлявшего ранее производственный комплекс «Антипинского нефтеперерабатывающего завода» – о назначении экспертизы в рамках конфликта компании со страховыми.
Уточним, «РИ-ИНВЕСТ» выставила требования страхового возмещения ООО «СК «Сбербанк Страхование» и СПАО «Ингосстрах» по 45,1 млн евро каждой, а также суммарно проценты за пользование чужими денежными средствами более чем на 800 тыс. евро. Также претензии были предъявлены к САО «ВСК». Они составили, согласно документам, 22,5 млн евро страхового возмещения и 200 тыс. евро процентов. Как рассказывала «Правда УрФО», спор сопряжен с масштабным ЧП, случившемся на нефтеперерабатывающем заводе в 2022 году.
Отметим, «Антипинский НПЗ» входил в группу «Новый поток» Дмитрия Мазурова. Тюменский промышленный гигант был признан банкротом в 2019 году, а в реестр в итоге вошли требования на сотни миллиардов. Интерес к бизнесу проявляли структуры, близкие к азербайджанской госкомпании SOCAR. Впрочем, впоследствии в 2021 году имущество АНПЗ за 110 млрд перешло на тот момент «Русинвесту», единственным участником которого числился Анатолий Яблонский.
Далее «Русинвест» переименовали в «РИ-ИНВЕСТ», а производственные мощности стали эксплуатироваться под названием «Тюменский НПЗ». Мазуров в 2023 году был приговорен к 10 годам колонии, его признали виновным в мошенничестве в особо крупном размере, растрате и причинении тяжкого вреда здоровью.
«Правда УрФО», к прочему, информировала, что ПАО «Транснефть» пыталось получить с «РИ-ИНВЕСТ» более полумиллиарда рублей. Иск также был связан с аварией в 2022 году.
Новости по теме:Volkswagen перестает выделять служебные Porsche своим топ-менеджерам ради экономии
Так, в 2021 между сторонами был заключен договор об оказании услуг по транспортировке нефтепродуктов на следующий год. По соглашению, грузоотправитель должен был сдать транспортникам 1,9 млн тонн нефтепродуктов, но в итоге в систему ушло только 1,225 млн тонн нефти. Разницу транспортники выставили в качестве штрафа, заявив претензии на сотни миллионов рублей.
Суд, однако, принял ссылки на форс-мажорные обстоятельства в виде аварии на установке глубокой переработке мазута и пожара, отказав во взыскании средств.
В декабре апелляция подтвердила это решение. «Союз «Торгово-промышленная палата Тюменской области» в заключении <…> установил наличие совокупности признаков непреодолимой силы и пришел к выводу, что на момент заключения договора <…> его стороны не могли предвидеть наступление обстоятельств, послуживших препятствием к исполнению условий договора <…>. Разрушение объектов инфраструктуры «Русинвест» и его производственных мощностей имело характер чрезвычайных и непредвиденных обстоятельств. Предотвращение техногенной аварии было вне возможностей и волеизъявления ООО», – в частности, указывалось в определении.
В рамках вышеописанного спора со страховыми компаниями было подчеркнуто, что «возможных убытков ПАО «Транснефть» за простой, которые в случае взыскания должны включаться в состав страхового возмещения» на текущий момент – суды отказали транспортной монополии.
Параллельно развернулись другие крупные суды с участием структуры «Транснефти» – ООО «Управляющая компания «Транснефть Инвест». Требования более чем на 348 млн были выставлены ПАО «Федеральная сетевая компания – Россети».
Как пояснили изданию в пресс-службе «Россетей», истец полагает, что у него возникло право на взыскание процентов в связи с неисполнением во внесудебном порядке его требования о досрочном погашении облигационного займа, основанного исключительного на факте реорганизации ПАО «Россети».
«Позиция «Россети» заключается в том, что право требования процентов в заявленном размере у истца не возникло в связи с отсутствием факта их неправомерного удержания ответчиком», – сообщили в компании.
Отметим, эти претензии связаны с еще одним крупным делом, в рамках которого «УК «Транснефть Инвест» выдвигала требования «Россети» на 1,8 млрд и добилась положительных для себя решений.