Поиск по сайту:

Как «Крост» зарабатывает на искусстве и помогает элитам в Москве и Подмосковье

Как «Крост» зарабатывает на искусстве и помогает элитам в Москве и Подмосковье
Как «Крост» зарабатывает на искусстве и помогает элитам в Москве и Подмосковье
Близкий к московским и подмосковным властям девелопер «Крост» решил улучшить свою репутацию, создавая проект в стиле Казимира Малевича.

Компания планирует построить в Отрадном жилой комплекс «Дом Малевич», вдохновленный картиной Малевича «Пейзаж с желтым домом». Для разработки супрематического дизайна в обычном московском районе был приглашен итальянский художник.

«Крост» и Добашин

Юридическим лицом «Кроста» значится ООО СЗ «ПСВ «Крост», собственником и генеральным директором данной организации является Алексей Добашин. В 2023 году в компании трудилось только 33 сотрудника со среднемесячной зарплатой в 13,845 млн рублей в месяц.

При этом прибыль компании составила за весь год только 36 млн рублей при выручке в 5,3 млрд рублей. В «Газпроме» на днях из-за средней зарплаты в 1 млн рублей в месяц решили выгнать 40% штата.

Добашин оперирует на строительном рынке в Москве с самого начала девяностых годов. Еще при СССР он создал бригаду строителей и открыл компанию «Кровля и строительство» (именно отсюда произошла аббревиатура «Крост»). Предприниматель смог раскрутить бизнес благодаря сотрудничеству с силовиками.

Московский регион дает добро

В двадцатые годы Добашин сохранил и даже преумножил свое положение во властных кругах. В сентябре 2023 года Правительства Москвы, «Росатом» и «КамАЗ», входящий в «Ростех» Сергея Чемезова, подписали соглашение о сотрудничестве по развитию электромобилестроения в Красной Пахре. Подрядчиком по строительству завода для производства электробатарей и центра их техобслуживания стал «Крост».

 uriqzeiqqiuhkrt dkikziqduidzzsld

В данном проекте серьезную роль сыграл заместитель Собянина и его «правая рука» Максим Ликсутов. Возможно, именно он пролоббировал «Крост» на этот подряд.

«Крост» сегодня является единственным претендентом на реконструкцию павильонов ВДНХ в Москве за 40 млрд рублей. Деньги у компании теперь есть и можно позаниматься популизмом с Малевичем в Отрадном.

В 2024 году «Крост» стал участником программы по импортозамещению «Земля за 1 рубль» и получил участок для создания производства по выпуску импортозамещающей продукции, включая высокоточную металлоопалубку, подсистем фасадов и креплений конструкций. Стоимость проекта составит 2,6 млрд рублей.

Данный завод сопровождает министр имущественных отношений Московской области Наталья Адигамова, которая является порученцем губернатора Андрея Воробьева. Проект получил его поддержку, несмотря на протесты жителей, которые боятся за экологию. Так, «Крост» развивает взаимовыгодное взаимодействие с подмосковными властями, которые давно погрязли через Максима Воробьева в таком девелоперском пузыре как ГК «Самолет».

Сутяга и рейдер?

С «Кростом» за тридцать лет работы было много скандалов. В 2002 году компания заключила контракт на строительство нежилого здания на Профсоюзной улице в Москве, но на момент последнего дня договорных работ – 31 декабря 2005 года, проект был возведен только на 60%. Мэрия потребовала с «Кроста» выплаты компенсации, однако юристы Добашина через суд сумели доказать, что власти сами виноваты, потому что не продлили соглашение с «Кростом».

Наиболее медийной историей стал сюжет с домом 22 на Малой Дмитровке, где «Крост» снес всё кроме фасада, чем фактически уничтожил памятник архитектуры. В итоге получилось одно из самых страшных строений в современной Москве.

Целью этих работ было создание Школы телемастерства Владимира Познера. Разрешительных документов на такие действия у Добашина изначально не было, но мэрия после вмешательства прокуратуры «вошла в положение» и сняла со здания статус исторического значения.

Аналогичным образом Добашин умудрился обойтись с МВД. «Крост» в Подолино Московской области построил производственные помещения, где инвестором выступала одна из организаций МВД, потребовавшая затем передать недвижимость ей в собственность. Только Добашин опять привлек юристов и в итоге оставил структуру без ведомства и земли. По схожей схеме «Крост» завладел бетонным заводом в Воронеже «Бетон 222». Местные предприниматели обвинили «Крост» в рейдерском захвате, но не смогли ничего доказать. Добашин и «Крост» много судятся – был у них и конфликт с одной из дочек «Главстроя» Олега Дерипаски и другими организациями, но никто не смог побороть эту компанию в судебных прениях.

Спасибо Хуснуллину?

«Кросту» в десятые годы поспособствовал Дмитрий Шумков. Этот предприниматель познакомил Добашина с Маратом Хуснуллиным, который сначала отвечал за строительство в Москве, а теперь и во всей России. Благодаря этому в 2012 году Добашин стал одним из 500 доверенных лиц Президента РФ.

Причиной такой благотворительности стало то, что Добашин, видимо, имел с Шумковым общий бизнес через Екатерину Кричевскую , которая в девичества была Шумковой. Женщина стала компаньоном «Кроста» во многих инвестиционных проектах.

Екатерина Кричевская была связана с компаньоном Добашина Андреем Кричевским, чья бывшая жена Евгения Кричевская тоже замечена в «кростовском» бизнесе. Также Андрей Кричевский был  связан с историей по взятию под контроль завода «Красный октябрь».

Девелопмент через погоны

«Крост» в первой половине девяностых годов начал выполнять подряды для МВД и ФСБ и делал это терпимо. Сказались здесь и семейные связи – Добашин потомственный московский строитель, что являлось серьезным подспорьем для бизнеса в период смены эпох.

Добашин охотно брал в свою компанию отставников силовых ведомств, чем налаживал связи с их прежними структурами. «Крост» даже получил контракт на перестройку «Бутырской тюрьмы», после того, как из этого следственного изолятора сбежали арестованные. Много строил «Крост» и для РПЦ, из-за чего Добашин заслужил репутацию «церковного подрядчика».

Не забывал Добашин и про родственников. Начальником риэлторского управления «Кроста» в середине нулевых была его двоюродная сестра, за питание там отвечал дядя, а брат Борис Добашин возглавлял проектное бюро «Набад». В 2009 году эта компания стала фигурантом спора по ЖК Euro Towers в Перми.  

Компания «Кама Гейт» не смогла заплатить «Набаду» за проектирование жилого комплекса. Бенефициаром данной организации значился скандальный предприниматель Лев Леваев. «Набад» окончательно прекратил свою деятельность во второй половине десятых годов.

Решил все проблемы

Только не всё коту масленица, были в этом бизнесе и сложные времена. К концу нулевых годов у  «Кроста» и Добашина испортились отношения с московскими властями, что вылилось в судебные споры. Однако после того, как в мэрии обосновался Сергея Собянин, всё переменилось на 180 градусов.

Мэрия перестала судиться с «Кростом» по старым делам и передала компании АДМ – её тоже напрямую связывали с Добашиным, 11 нежилых зданий площадью в 24,7 тысяч кв м и 5 гектаров земли в Бутырском районе. Ранее территория принадлежала ГУП «Мосавтотранс». Всё это обошлось АДМ в 730 млн рублей, а на торгах компания была единственным участником, что обычно происходит в тех случаях, когда вопрос уже согласован.

Ассоциация АДМ с Добашиным носила прямой характер и даже отмечалась в федеральной прессе. Учредитель АДМ всё та же Евгения Кричевская также участвовала в ООО «ГСД», которое контролировалось ООО «ПСФ «Крост». Второй учредитель АДМ Игорь Паршуков через несколько организаций также был связан с «Кростом».

Добашин сумел договориться с командой Собянина и аналогичным образом решил все спорные вопросы с подмосковной администрацией Воробьева. Начальников не смутило, что у «Кроста» постоянные задержки со сдачей, что ЖК сдаются без горячей воды и с большими коммунальными тарифами. Так, было у девелопера с проектами в Москве.

utro-news

Назар Головко

Распечатать


Все новости