Британский спецназ психологических операций
Во время пандемии коронавируса за британскими гражданами, критиковавшими политику властей, следили правительственные структуры страны. В их числе отдел по борьбе с дезинформацией департамента цифровых технологий и подразделение быстрого реагирования при кабинете министров. Особая роль отводилась оперативникам специализированного армейского подразделения — бригаде «информационной войны».
Согласно документам, полученным выступающей за гражданские свободы организацией Big Brother Watch, участие в борьбе с неверным пониманием и трактовкой правительственных санитарных мер принимала 77-я бригада британской армии. Ей, как и правительственным структурам, было поручено противодействовать «дезинформации» и «вредным нарративам от предполагаемых экспертов».
В соцсетях проводился сбор данных по ключевым словам, таким как «ИВЛ». Скриншоты направлялись в кабинет министров, а затем эти сведения использовались правительством для ответа на критику его политики. Полиция получила право налагать штрафы на авторов некоторых высказываний, а также разгонять массовые собрания.
«Знамя борьбы с дезинформацией стало прикрытием, под которым британские военные привлекались к наблюдению и маркировке наших обеспокоенных граждан, — сообщил информатор из 77-й бригады. — В социальных сетях, возможно, проходили кампании по продвижению политики карантинов, организованные из Китая. Но поскольку нам поручили отслеживать настроения в обществе, мы их полностью пропустили. У меня сложилось впечатление, что правительство больше заинтересовано в защите успеха своего курса, чем в выявлении иностранного вмешательства».
Об участии 77-й бригады в информационных операциях во время пандемии заговорили ещё в 2020 году. Тогда бывший армейский офицер, министр по делам вооружённых сил и ветеранов Джеймс Хиппи подтвердил, что бригада играет ключевую роль в борьбе правительства с коронавирусом. Однако этим деятельность подразделения не ограничивается.
77-я бригада была создана в 2015 году с целью использования психологических операций и социальных сетей, таких как Twitter или Facebook* (принадлежит запрещённой в России компании Meta**), для ведения войн «в информационную эпоху». Она базируется в казармах Денисон в Беркшире, на юге Англии, но её деятельность прежде особо не афишировалась.
«77-я бригада является порождением перемен. Посредством целенаправленной информационной деятельности и информационно-разъяснительной работы мы способствуем успеху военных целей в поддержку командиров, одновременно с этим снижая ущерб в виде человеческих жертв и потери ресурсов», — говорилось на сайте подразделения.
В 2015 году Channel 4 сообщил о ней как о «войсках в Twitter , которые займутся формированием поведения с помощью динамических повествований».
В репортаже также отмечалось, что армия специально набирает людей с «журналистскими навыками и знакомых с соцсетями».
В 2018 году издание Wired получило эксклюзивный доступ к штаб-квартире бригады. «Одна часть военных была сосредоточена на изучении аудитории — профилях, демографии и привычках людей, которых они хотели привлечь. Другая — фокусировалась на мониторинге настроений с помощью анализа больших данных, — говорилось в статье. — Ещё одна часть офицеров производила видео— и аудиоконтент. Отдельная группа специалистов по разведке внимательно анализировала, как поступали сообщения, и обсуждала то, как сделать их более резонансными».
Для описания своей деятельности 77-я бригада пользуется нейтральным языком. Она употребляет термины «несмертельный бой» и «законные невоенные рычаги» и публично не признаёт, что в её компетенцию входят психологические операции. Тем не менее одним из четырёх подразделений бригады является 15-я группа психологических операций.
В обновлённой в январе 2020 года военной доктрине Великобритании отмечается: «Крайне важно, чтобы мы развивали мышление и возможности, которые лишают наших противников информации, чтобы ухудшить их понимание, включая пассивные и активные меры». Среди них большое значение отводится «мерам, направленным на введение противников в заблуждение» с помощью информации, «используемой для обмана или в качестве “маскировки и сокрытия” для поддержки обмана».
То, что 77-я бригада активно работает в соцсетях, стало известно в сентябре 2019 года, когда выяснилось, что «глава редакции» Twitter в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке числится в бригаде лейтенантом на полставки. Тогда же, в 2019 году, обнаружилось, что 77-я бригада активно боролась против шотландского движения за независимость и его сторонников. Некоторые известные члены бригады, которые служат в подразделении в качестве резервистов, — открытые противники независимости Шотландии.
В Twitter посты приверженцев независимости вызывали такой поток оскорблений со стороны других пользователей, что авторы не могли с ними справиться.
Новости по теме: Молдавия будет закупать газ у России и Украины
Неудивительно, что бригаду задействовали во время пандемии, и даже понятно, как именно. В феврале 2020 года правительство созвало учёных-бихевиористов — Научную группу по изучению поведения при пандемическом гриппе (SPI-B). Они должны были дать рекомендации Научно-консультативной группе по чрезвычайным ситуациям (SAGE) о том, как повысить соблюдение населением мер социального дистанцирования.
В одном из предложенных группой решений было повышение «воспринимаемого уровня личной угрозы» среди британских граждан. В одном из документов говорится следующее: «Значительное число людей до сих пор не чувствуют в достаточной степени личной угрозы . Необходимо повысить воспринимаемый уровень личной угрозы среди тех, кто самоуспокоен, используя жёсткие эмоциональные сообщения». Распространять такие сообщения рекомендовали посредством «целевых кампаний в СМИ, социальных сетей, приложений и веб-сайтов». Всё это можно было наблюдать в интернете в полном объёме, и не исключено, что такая деятельность бригады имела не менее разрушительное влияние на общество, чем слежка за ковид-диссидентами.
Правозащитники и политики требуют приостановки и расследования деятельности правительственных подразделений по борьбе с дезинформацией.
«Тот факт, что этот политический мониторинг осуществлялся под прикрытием “противодействия дезинформации”, подчёркивает, что без серьёзных гарантий концепция “недостоверной информации” открыта для злоупотреблений и стала карт-бланшем, который правительство использует в попытке контролировать нарративы в интернете», — убеждена директор Big Brother Watch Силки Карло.
Канцелярия премьер-министра сообщила, что после отмены карантина деятельность этих подразделений была значительно сокращена, что неудивительно.