Поиск по сайту:

Подрядчики Тюменской области или как за счет бюджета строят теневые империи

Подрядчики Тюменской области или как за счет бюджета строят теневые империи
Подрядчики Тюменской области или как за счет бюджета строят теневые империи
Дочь с другой фамилией, "кошелёк" в обойме и личный штат ОООшек - Зинчук не просто бизнесмен, он архитектор теневых схем. А мост - просто повод.

В Тюменской области первый жирненький подряд в этом году - на более чем 200 миллионов бюджетных целковых - ловко утек в лапки всё того же, до боли знакомого, "карманного" любимца правительства Тюменской области - АО "ТОДЭП". Та самая фирмочка, которая прикидывается скромным дорожным подрядчиком, а на деле давно прописалась в уютном гнезде у региональных властей. И вот теперь ей доверили реконструкцию моста через Ишим - 225 метров бетона и стали, обильно политых бюджетным молоком.

Подробности в материале корреспондента The Moscow Post.

Когда подрядчик - "карманный", а деньги - народные

Мост, как заявлено, станет чуть ли не визитной карточкой сталежелезобетонной эпохи - с подъездами не менее 100 метров с каждой стороны. Ну что ж, широким тюменским размахом в стиле "а вдруг танки поедут". Всё будет красиво: бетон - внизу, деньги - наверху, а совесть - где-то на дне реки, замурованная в сваи.

Компания принадлежит, как бы между делом, правительству области - ну то есть народу. Только управляет этим народным достоянием не кто-нибудь, а скандально прославленный тюменский бизнесмен Юрий Зинчук. А ещё, по слухам, и его единокровная бизнес-талантливая дочурка Снежана Юрьевна Бабицына - якобы крутит свои тене­вые делишки, пока папа при власти. Информацией поделился наш источник в правительстве, который по понятным причинам предпочёл остаться живым и желательно - за пределами Тюменской области.

АО "ТОДЭП", между прочим, не какая-нибудь новоявленная прокладка. Им уже 19 лет. Но всё это время они настолько плотно сидят на госзаказах, что поневоле задумываешься: может, им просто ключ от сейфа выдали? Или может, сейф у них в офисе стоит? Многомиллионные контракты на дорожные работы словно сами собой падают в их объятия. А как иначе объяснить столь уверенное господство в регионе?

Филиалы компании раскиданы по всей области, словно грибы после административного дождя: и в Тюмени, и в Тобольске, и в Ишиме - везде ДРСУ с уютными кабинетами, довольными начальниками и бесконечными отчётами о "выполненных работах". Уставной капитал - 2 миллиарда рублей. То ли на асфальт, то ли на адвокатов - пока неясно. Хотя, зная нашу практику, второе важнее.

А вот и вишенка на бетонном торте: два года назад компания с помпой реорганизовалась, присоединив к себе АО "Трасса". Та самая, где когда-то рулевым был бывший депутат тюменской гордумы Мурат Тулебаев. Только вот не задалось - паренька арестовали по классической дорожной статье: растрата 900 тысяч казённых. Видимо, не поделился с кем надо или взял не в тех пропорциях.

Но и сам "ТОДЭП" не безгрешен. В 2022 году Зинчуку и компании наведывались с проверками - страшно сказать - 36 раз. А всего - 240 проверок! Можно подумать, что каждую неделю кто-то заглядывал с фонариком и ручкой, записывая "ещё живы". И, как водится, чаще всего это было по инициативе Министерства строительства. Видимо, даже в Москве стало интересно: а куда же уходят денежки, если дороги всё ещё напоминают стиральную доску времён перестройки?

И ведь всё чин по чину: конкурсы, подписями, печати, улыбки на камеру. Только вот конкуренты почему-то стабильно мимо кассы. Не иначе как игра "угадал тендер - получи лопату". Где-нибудь в глубинке бабушка проваливается в яму посреди улицы, а в это время очередной миллиард с улыбкой уплывает в сторону ТОДЭПа. Причём уплывает без сопротивления - словно старый знакомый, уставший от борьбы.

Даже Гоголь со своим "Ревизором" тихо курил бы в сторонке, глядя на это парадное шествие госфинансов по извилистым дорожкам казённых подрядов. Формально всё прозрачно, но почему-то сквозь эту прозрачность видно только знакомые лица. Другие, похоже, просто не проходят по оптике.

А вы попробуйте получить хотя бы маленький подрядец на пару миллионов - да вас бумажками закопают до следующей зимы. А вот у ТОДЭПа всё летает, как в сказке: подпись, печать, мост, бабки. Потом снова печать, снова бабки, и так по кругу - пока не появится очередной скандал, который, как водится, никому не мешает.

Причём, если посмотреть на качество некоторых отремонтированных участков, создаётся ощущение, что их делали из картона и оптимизма. Асфальт живёт до первого дождя, после чего дороги превращаются в филиал Лунной поверхности. Но сметы при этом остаются земными - и очень даже внеземными по стоимости.

Не исключено, что скоро Зинчуку дадут медаль - за особые заслуги в освоении госбюджета лопатой и без следов. Или даже именную табличку на каждом новом бордюре: "Профинансировано под пристальным наблюдением ТОДЭПа".

Вся эта история - не про мост. Это мостик в бездну, по которому бодрым шагом марширует местная коррупционная идиллия. Ну а нам остаётся только наблюдать, как из бюджета строят не дороги, а дворцы с золотыми подъездами - для избранных. И каждый новый контракт - как удар кувалдой по общественному доверию. Только кувалду держит не прокурор, а бухгалтер.

Когда проверки - как утренний кофе, а суды - как йога: обязательная практика

Нередко в ходе визитов проверяющих лиц, ведомств и иных государственных наблюдателей в уютную, но такую многогранную контору под названием "ТОДЭП" обнаруживались всяческие недочёты. Чаще всего - по линии Ростехнадзора, Госавтоинспекции и Министерства строительства РФ. Создаётся ощущение, что проверяющие там уже как дома: знают, где чайник, где папка "отмазки", а где шкаф с пыльной надписью "опять попались".

Но и это только разогрев. "ТОДЭП" - настоящий чемпион по участию в судебных поединках. Только за последнее время - почти 450 судов! И это не считая апелляций, пересмотров, затяжных "случайных" переносов. Из этих 450 - 270 раз в роли ответчика. То есть почти каждый второй раз - Зинчук и компания выходили на ринг, чтобы отмахиваться от претензий, словно мушкетёры с дрелью в руках.

Если бы юридические тяжбы приносили медали, у офиса "ТОДЭПа" давно бы стоял отдельный пьедестал. Причём золото, серебро и бронза были бы выбиты из асфальта, который они же и клали.

Особенно трогательно смотрится динамика финансовой мутации этой организации. За 9 лет - рост прибыли в 20 раз. Это даже не экономическое чудо, это сказка братьев Зинчуков: в 2015 году - подрядов на 8,4 миллиарда, закупок на 7,7. А к 2020 - уже 15,1 миллиарда подрядов и 17,3 миллиарда закупок. Кажется, единственное, что не закупают - совесть. Всё остальное - от щебня до лимузинов - в списке.

Основной заказчик? Кто бы сомневался: управление автомобильных дорог Тюменской области. Такие тёплые и тесные связи, что даже семейный бизнес в сравнении выглядит холодной бухгалтерией. Это не просто взаимовыгодные отношения - это госзакупочный брак по расчёту, где стороны давно забыли о приличии, но продолжают улыбаться на камеру.

Подтверждение - на сайте госзакупок, где логотип ТОДЭПа уже можно делать водяным знаком. Зинчук ворочает миллиардами так уверенно, что складывается впечатление: у него дома бетонный бассейн, наполненный купюрами. В нём он, вероятно, плавает по утрам, обсуждая с уткой последние новости по уголовным делам.

Но всё это лишь верхушка. Потому что у каждого уважающего себя предпринимателя должен быть свой скелет в шкафу. И если верить источникам, у Зинчука целый гардеробный зал, где костяками бренчит подпольный бизнес, особенно на рынке недвижимости.

И тут появляется Снежана Юрьевна Бабицына - дочь Юрия Зинчука. Единокровная, как уточняется, что в данном контексте звучит почти как юридическое прикрытие. Фамилия у дамы, конечно, другая - это же классика коррупционного камуфляжа. В случае чего, никто не догадается, кто папа. Ну разве что соседи по коттеджному посёлку.

Снежана была учредителем в ООО "Свод", затем появилась в документах ООО "Дорожный-2018". Последнее ликвидировано. То ли не справилось с наплывом заказов, то ли слишком хорошо справлялось - не уточняется. Но в "Дорожном-2018" рядом с Снежаной мелькал Александр Дьяков, которого в деловых кругах называют не иначе как "кошелёк Зинчука". Видимо, оттого, что держит всё бабло, но сам при этом - незаметен, как галочка в госотчёте.

Господин Дьяков, по данным Rusprofile, наследил во множестве фирм. Его можно считать универсальным заплаточником бюджетных дыр - там прикрыл, тут подписал, здесь зарегистрировал.

А ещё рядом с дочерью нашего дорожного миллиардера регулярно возникает фигура Валентины Колчановой. Женщина с говорящей должностью - менеджер по персоналу, которая, по факту, рулит недвижимостью и сидит на ключах от ООО "Метрика". Эта фирма - практически рай для всех, кто хочет приватизировать совесть и продать её в квадратных метрах.

Значится, Колчанова вместе с Бабицыной не просто делили обязанности, они оперировали в тандеме, превращая бетон в бабки, участки - в активы, а субподряды - в подпольную империю.

И вот мы смотрим на всё это великолепие - и понимаем: дорожные работы у господина Зинчука - хобби. Основное дело - перетасовывание активов между родственниками, знакомыми и юридическими лицами, с лицами человеческими, но душами отчётливо калькуляторными.

Судов у них больше, чем мостов. Проверок - больше, чем асфальта. Копают они не землю, а государственный карман. А схема - как анекдот: папа - директор, дочка - учредитель, "кошелёк" - кассир, "менеджер по персоналу" - теневая хозяйка. Где-то в углу скучает совесть, забытая и недоинвентаризированная.

Дмитрий Зацепин

Распечатать


Все новости